Да, я знаю, что я медленный газ, но смотреть начала только сейчас. Сразу скажу - книгу я не читала, поэтому впечатления исключительно фильмовые, без подтекста оригинала. Ну и, понятное дело, много буду говорить о Страхове-Шароке - что греха таить, тема сталинских времен, показанная без прикрас и идеализации, мне всегда была интересна, но села смотреть сериал в первую очередь все-таки из-за Даниила.
Посмотрела ровно половину. Теперь уже даже не вспомню, чего именно я ожидала от этого фильма, но впечатление производит сложное, угнетающее, герои вроде живут и особо не сетуют на свою судьбу, но такое впечатление, что они все глубже проваливаются в какую-то яму, вырытую кем-то другим (сталинской властью, наверное). Вот именно это чувство, что от героев самих почти ничего не зависит, за них уже все решили.
Пара главных героев далека от идеала романтических влюбленных, которых разлучили: Варя "растет", т. е. ходит по ресторанам, наряжается, живет с бильярдным шулером, Саша заводит интригу с местной учительницей, даже не заморачиваясь каким-то ухаживаниями и видимостью чувств. "Что это? Любовь? Влюбленность?" И Варино "Нет... есть такое хорошее слово, я забыла... А, вот, - инстинкт!" Зида: "А со мной ты так... от тоски?" И молчаливое согласие Саши. Есть во всем этом какая-то пугающая проза жизни. Напротив, кажется странным, что Варя и Саша, ежечасно вертясь в этой прозе, хранят юношескую, светлую любовь друг к другу - это то, что глубоко под спудом, но свято и неприкосновенно.
читать дальше большую скатерть Во всем, что они делают, есть какая-то честность и вопиющая прямота, которая на фоне страха перед партией и идеологической зашоренностью других смотрится особенно ярко, резко, я бы сказала.
Они оба страшно одиноки. Саша в ссылке, это понятно. Но и Варя не менее одинока - у нее "только эта зловещая сестра там, дома". Поэтому так глубоко трогают ее отношения с Софьей Александровной, матерью Саши. "Раньше я была матерью, домохозяйкой" - мягкая, кроткая женщина, которую разлучили с сыном и бросили близкие люди (мать врага партии) оказывается сильнее взбаломошной и экспрессивной Вари, ненавязчиво, без осуждения помогает девушке выпутаться из того клубка, в котором та неизбежно запуталась.
И еще. Вот мне давно хотелось, чтобы кто-то сказал что-то подобное с экрана или со страниц книги - ясно и без околичностей:
- Мой сын на каторге.
- Соня, я хочу, чтобы ты ясно понимала положение вещей. Во-первых, у нас нет каторги - Сашу отправили в ссылку. Это - пустяк. Расстреливают, Соня! Строгое время, ничего не поделаешь. Поживет в селе, миллионы людей живут в селах, он молодой человек. Поверь, три года пролетят быстро.
- Вот как. За стишки в стенгазете - не расстреляли. Сослали в Сибирь на три года! Спасибо. Что там три года - пустяк! Ведь Иосифу Виссарионовичу тоже больше трех лет не давали, а он вооруженные восстания поднимал, забастовки устраивал, нелегально бежал за границу. Когда он бежал из ссылки, его водворили обратно - на те же три года. А побеги сейчас Саша - ему дадут 10 лет лагерей. Да если бы царь судил вас по вашим законам, он бы еще тысячу лет продержался!
Варя живет импульсами, интуицией, инстинктами, но эти ее метания на ощупь оказываются вернее и точнее, чем насквозь разумный академизм ее сестры. Нина вообще отвратительна - если сначала ее вечные одергивания можно объяснить ограниченностью, негибкостью в отношениях с младшей сестрой, то дальше она просто превращается в ханжеского подонка. Разговор с матерью Саши - это вообще что-то с чем-то. Ну держала бы свои мелкие мысли при себе, нет, нужно же было припереться и попытаться доказать матери, что ее сын преступник. Нина - это тот апогей мелкоподличанья с честной миной и чувством выполненного долга, которую и стремилась воспитать сталинская власть. Вот просто классический пример. Варя: "Или хочешь упрятать меня в Бутырки?" (за плохие слова о Сталине) Нина: "Я не хочу... но мне придется, я не могу этого выслушивать, я член партии!" Называет Шарока сволочью, который не подпишет прошение о Саше. Но вот тонкий такой моментик - Шарок, конечно, негодяй, но он-то ни минуты не сомневался, что Саша не виноват.
О Шароке хочется сказать много. Страхов в своем интервью сказал, что все подлости на Земле человек делает по двум причинам: либо по слабости, либо по глупости. И это в своем герое он отлично показал. В первую очередь Шарок - человек, который не способен нести ответственность за содеянное и плывет по тому руслу, по которому его умело направляют. Из этого - все его низкие поступки, и из них потихоньку лепится этакий снежный ком, который тянет его за собой. Если злу не противиться, то оно имеет свойство утягивать за собой. Один раз, другой, третий... И постепенно привыкаешь к этому состоянию собственной низости так, что это входит в привычку. У меня вот не создалось впечатления, что у Шарока совсем нет совести, но и нет желания что-то менять, вылезать за пределы собственного комфорта. Хотя то, что он сделал с Леной, осталось вообще за гранью моего понимания. Если даже отбросить всякие принципы и прочее - неужели легче было заставить девушку сделать аборт варварским способом, чем жениться на ней - дочери наркома, красивой, обеспеченной и ему точно не безразличной? Ну катался бы как сыр в масле, лучше партию для себя он все равно не найдет. Неужели так дорога была личная свобода? Так Лена его особо и не ограничивала, верила всему, что он скажет. Нет, легче было на такое ее толкнуть - поэтому его запоздалое сожаление и сваливание вины на мать (она подсказала) как-то фальшиво выглядят. Большой мальчик, должен был знать, что делает.
Но персонаж, безусловно, яркий - даже может ярче, чем должен быть. Такой уж Страхов - если появляется, то его везде видно Вообще эта фантастика (или мастерство)), как аристократичный Даниил перевоплотился в развязного, пошловатого и смазливого Юру Шарока, но в то же время не оставил его шаблонным обаятельным мерзавцем, а придал ему столько граней и глубины, что хочется покопаться в его душе, понять, что богатые тоже плачут и негодяи имеют душу. Скажем, в кабинете у Березина - вроде бы ничего не сказал особенного, отказался учиться в высшей школе НКВД, предпочел более простой и легкий путь взлететь к власти. Но как сказал! Это радостное: "Хочу!", а потом "не могу, Запорожец набирает людей в Ленинград". Вот именно, что не может - не может отказаться от жирного куска, который предлагают, даже если четко понимает, что принять его - неверно. Сыграно так, что вся эта сцена невероятно реальна, правдива, натуральна в плане нравственном.
В одной из рецензий на фильм было сказано, что все сцены Даниила настолько точны психологически, что смотреть некоторые из них иногда просто внутренне некомфортно. Очень точно подмечено - насколько красивые и романтичные кадры с Леной в первой серии (хоть и понятно, что великой любовью с его стороны там не пахнет), настолько ужасные во второй. У меня волосы на голове шевелились. Честно - я даже боялась третью серию открывать, вдруг там что-то еще ужасней покажут, и я просто не смогу это смотреть.
И чисто визуально он тоже невероятно хорош (я тут не внешность имею в виду - с ней и так все ясно а именно внешний облик героя). Сцена, где Шарок заходит во двор и бросает женщинам, трясущим ковер: "Трясете? Ну, трясите, трясите!" таким приблатненным голосом, в кепочке, сдвинутой на лоб, широкой походкой ныряет в арку. Вообще длинные кадры с идущим Страховым - это моя слабость. Я еще в "Исаеве" обратила на них внимание, как он эффектно уходил из поля зрения Будникова, просто идя по улице. И здесь - в этом маленьком эпизоде столько экспрессии, энергии, что завораживает. А стриптиз с Викой Марасевич, шароковские штаны, повисшие на люстре - знаете, это просто фейерверк, оба актера оторвались на славу! Хотелось бы отметить актрису, играющую Вику. Вика - этакая циничная, гламурная стервочка, играющая в шпионку. Их со Страховым совместные сцены, постоянное полусообщничество-полуперетягивание одеяла двух негодяев - очень яркие и эмоциональные.
"И Даниил Страхов хорош - но он везде хорош..." (из отзывов на Рускино). Не люблю пошлое слово ППКС, но тут, как говорится, ППКС полнейший