Я возвращаюсь в дневник с давно лелеянными рассуждениями) Давно я обещала вам попробовать разобрать реальные факты, почему Трандуила можно считать родичем Тингола. Вопрос на самом деле непростой, я долго ходила вокруг него кругами, поскольку правоверный толкинист во мне не позволял тянуть факты за уши из берлоги (а хотелось). И вот что, таким образом, из этого получилось *цепляет на нос очки и роется в куче древних свитков*.
Я в свое время уцепилась за вот эту фразу Келеборна в ВК, Братство Кольца, глава "Лотлориен":
- Welcome, son of Thranduil! Too seldom do my kindred journey hither from the North.
(Добро пожаловать, сын Трандуила! Слишком редко мои родичи путешествуют в эти края с Севера.)
Проблема в том, что в английском языке корнем kin означается одновременно и кровное родство, и принадлежность к одному народу. Т. е. если бы Келеборн употребил современное relative, то вопроса бы не стояло. Но поскольку язык Средиземья архаичен, то это слово у Толкина не употребляется вообще, и приходится рассуждать.
читать дальшеКелеборну прекрасно известно, что бОльшую часть населения Лихолесья составляют все же лесные (Сильван) эльфы. И вряд ли за без малого две эпохи это разделение на синдар и сильван сохранилось в эльфийском государстве. Гораздо вероятнее предположить, что, как и в эльфийских королевствах Первой Эпохи, два эльфийских племени, живущих вместе, давно перемешались между собой.
Учитывая этот факт, Келеборн, чистокровный синда, дориатец и родич (кровный) Тингола, вряд ли будет называть родичами (одного с ним народа) всех лихолесцев подряд. Поэтому я тут прихожу к выводу, что владыка Лориена называет родственником именно Леголаса и пеняет именно царственному кузену Трандуилу (или кем король Лихолесья может ему приходиться) на то, что тот нечасто наведывается в гости.
Более того - несколькими страницами ранее, во время спора о завязывании глаз, Леголас возмущается и произносит:
- I am an Elf and a kinsman here.
(Я здесь эльф и родич.)
Если бы речь шла только о принадлежности к племени, то одного Elf было бы достаточно. Однако Леголас подчеркивает, что он не только эльф, но еще и свой здесь.
Собственно, это то, что у нас есть в тексте. Попробуем применить другую логику.
На Хеннет-Аннун в свое время высказывали очень весомую мысль о том, что в Средиземье никто не может стать королем просто так, без особого на то права и привилегии. Королевская власть - сакральна, и все без исключения королевства в толкиновском мире управляются исключительно представителями царских родов. А эти роды, как правило, берут начало от вождей, возглавлявших племя. (Это справедливо не только для эльфийских королевств, но и для людских, и для гномьих. В Эсгароте, к примеру, ни Магистр, ни кто-либо другой не называет себя королем, это право есть только у Барда, потомка Гириона.) Так что не думаю, что Эрин Гален в этом плане стал исключением. К тому же, нандор - народ гордый (вопреки распространенному мнению, Орофер не встал под знамена Гил-Гэлада в основном под давлением своего народа, а не потому, что был никудышный стратег) и обособленный. В Оссирианде лайквенди признавали своим королем Тингола, хотя и не жили в Дориате. Точно так же, не думаю, что рованионские нандор признали бы своим королем любого синду, который захотел бы ими править. Тут нужно было предъявить что-то большее, нежели более высокий культурный уровень синдарского народа в целом.
Более того, и женятся члены королевских домов эльдар только между собой, по крайней мере в Эндорэ. Это еще раз наводит на мысль об особом значении королевской крови - при этом не умаляя значимость личных достоинств короля, а скорее их подчеркивая. Это вполне соответствует нравам архаики: "он из хорошего рода", типичное высказывание для того времени, считалось, что принадлежность к "хорошему роду", кровное родство уже в некотором смысле обеспечивает благородство, доблесть и прочие достоинства человека. Впрочем, далеко ходить не надо, Толкин сам неоднократно говорит о доблести того-то, ведь "он принадлежал к высокому роду Финвэ" (к примеру).
Правда, у нас есть еще таинственная фигура Амдир (и его сын Амрот), правитель Лориена. Который тоже носит титул короля, тоже имеет синдарское происхождение, но в целом его родословная не совсем ясна. Но тут я бы не стала заморачиваться, уж слишком противоречивы сведения о нем. То Толкин представляет Амрота просто синдой (выходцем из Дориата? вот не помню этот момент), то сыном Келеборна и Галадриели, то заменяет Амдира Малгаладом из Лориена... в любом случае, в обширной родословной Элу Тингола вполне нашлось бы место и для него.
Можно поразмыслить еще и над неявной, не бросающейся в глаза параллелью между Дориатом и Эрин Гален. Даже не столько параллелью, сколько впечатлением, что Эрин Гален - это попытка воссоздать древний Дориат в умалившемся Эндорэ. (Собственно, это довольно типично для эльфов с их нержавеющей памятью - Тургон пытался воссоздать у себя Тирион, Галадриель - память о ПЭ в целом.) Орофер, придя в бескрайние леса Рованиона, явно имел нехилые амбиции и наверняка держал в уме память об обширных дориатских лесах. Только вот властью такой, какая была у Тингола, он не обладал. Однако я не думаю, что простой рядовой синда мог позволить себе такие амбиции, все-таки от Эльвэ трепетал весь Белерианд, и он действительно был великим среди эльдар.
Ну и, конечно, не стоит забывать о параллели между Тинголом (а скорее Тинвелинтом из Лостов) и Трандуилом. Об этом очень хорошо написано у Рэтлиффа. Преемственность образа родства, конечно, не доказывает, но по крайней мере приближает возможность этого родства.
У меня есть еще один маленький аргумент, но это уже так, баловство в некотором роде) Синдар, как известно, были темноволосыми, и только Эльвэ и его родичи (Келеборн) разительно отличались в этом отношении. Так что золотые волосы Трандуила вполне могут указывать на его происхождение. Золотой - не серебряный, конечно, но в целом все-таки ближе по цвету, чем темноволосые синдар.