Как и обещала, предлагаю вашему вниманию свои путевые заметки, о которых я писала
тут.
В качестве предисловия.
Случайно, на ноже карманном
Найди пылинку дальних стран,
И мир опять предстанет странным,
Закутанным в цветной туман.
В качестве предисловия.
Это не совсем заметки путешественника. Это попытка хотя немного разобраться в себе, как если бы можно было взглянуть на биографию другого человека его собственными глазами. Поэтому наряду с географическими описаниями тут много моих собственных рассуждений именно с той позиции, на которой я стояла, еще будучи студенткой географического факультета.
В «Маленьком принце» Экзюпери есть эпизод, где Маленький принц попадает на планету с географом. Тот записывает всякую статистическую информацию о реках, горах, городах и задает принцу вопросы «каков объем твоей планеты», «какой высоты на ней горы» и т. д., но когда принц начинает задавать ему собственные вопросы, он отвечает: «Я географ, а не путешественник». Может, какая-то доля истины в этом есть, в конце концов, даже Генрих Мореплаватель в XII веке не совершал каких-то особенных путешествий, спокойно обрабатывая привезенную другими информацию у себя дома. Что не помешало ему прослыть великим географом и внести существенный вклад в науку. Но во мне, наверное, живет неисправимый романтик, поэтому я внутри себя не очень верю в географию, существующую только в стенах кабинета. Не верю в географа, не соприкоснувшегося с реальностью, не узнавшего истинных размеров предмета своего изучения – земного шара. Но это, как принято говорить, имхастое имхо и исключительно мои романтические воззрения на науку.Первая часть «Заметок» - о путешествии на север, в горы Хибины в Мурманской области.
Ну, а эта глава - немного вступительная. Поезда хороши тем, что в них есть время подумать и осмыслить тот факт, что ты вообще куда-то едешь 
I.
Ленинградский вокзал. Поезд Москва-Мурманск уже готов к отправлению. На перроне душные июльские сумерки, вагоны пахнут старым железом и терпкой пылью странствий, собранной на годами накатанном пути, который нам, студентам второго курса кафедры картографии и геоинформатики, предстоит пройти впервые. До Мурманска мы не доедем, наша цель – Хибины, горы на Кольском полуострове, город Апатиты. Родители нервничают, мы волнуемся, но времени на сантименты не так уж много – погружены набитые до отказа рюкзаки, сказаны предупреждения и напутствия, и все. Поезд привычно тронулся, мягко, незаметно, так, как он отправлялся тысячу раз до нас, и вот, сначала медленно, а потом все быстрее и быстрее понеслись за закопченным окном исписанные железные заборы, паутина сходящихся и расходящихся железнодорожных путей, унылые бока промышленных зданий, словом, обычная картина. Остается только ждать, когда этот ультраурбанистический пейзаж сменится более приятным – сельско-подмосковным, и дальше, северным, никогда не виденным ранее. Полярным краем, где летом солнце не заходит и так и висит всю ночь над горизонтом – холодное, белое, словно отшлифованное пронизывающим ветром и тягучими низкими облаками. Но об этом мы еще ничего не знаем.
читать дальшеВ целом двадцать человек студентов ведут себя хорошо, и из испуганных взглядов одиночных пассажиров, наконец, исчезает напряжение. Кто-то читает Макса Фрая и слушает «Сплин», кто-то спит, кто-то праздно валяется и плюет в потолок или в верхнюю полку, а я пишу в зеленой ученической тетрадке свои путевые заметки. Пишу, пытаясь разглядеть в потемках собственные прыгающие от тряски строчки. Некстати вспоминаются слова, сказанные перед отъездом лучшей подругой: «Я так привыкла, что ты где-то рядом. Как же я буду без тебя?» А**, подруга из детства, почти сестра. Возможно, ментальная связь, с детства существовавшая между нами, подсказала ей то, что до конца не осознавала я сама – этот перестук колес несет меня далеко, очень далеко, и дело не только в расстоянии. Он несет в неизвестность, к тому, что раньше было только надписью на карте, а в воображении существовало где-то за пределами собственного уютного мирка, почти на краю вселенной. Да оно и есть – на краю вселенной. Если бы я не была географом, то точно поверила бы в трех китов, держащих плоскую чашу мира. В русском Заполярье как нигде сильно ощущение края земли.
Впрочем, не буду забегать вперед. Пока мы лишь подбираемся к Твери. Я бы очень хотела выйти на перрон и посмотреть хотя бы на здание станционного вокзала этого славного города, но в 4 часа утра, скорее всего, буду спать, слушая ритмичную колыбельную поезда и сквозь сон ловя редкие огни в окне. Волоколамск, Тверь, Санкт-Петербург, Лодейное поле, Апатиты, Кировск… знала ли я тогда, что с каждым из этих городов, спаянных северной артерией железной дороги, свяжут чувства, которые не измеряются дальностью расстояний? Разумеется, я не могла знать тогда, что русский север станет для меня родным, близким, горячо и трепетно любимым. Тем, о ком не устаешь рассказывать и в сотый раз.
Ехать два дня. 1780 км пути почти строго меридионально на север. Но для географа (а тем более для картографа) все расстояния относительны, поэтому с отсутствующим видом смотрю на схему движения поезда, наклеенную на стену. Вышний Волочек, Лодейное поле, Свирь, Петрозаводск, Надвоицы, Беломорск, Кемь, Полярный Круг. Наверное, так всегда и происходит со студентами геофаков: ты знаешь очень много рек, озер, городов, ты знаешь, какой вид промышленности в них преобладает и какие пути сообщения их связывают, сколько тысяч человек в них живет и едва ли не их координаты. Ты можешь рассказать о них все – и в тоже время ничего. И только в соприкосновении они оживают.
И тогда рождаются эти «издержки профессии» - некая движущая сила, которая заставляет тебя поглощать все новые и новые пространства земного шара, неважно, будь то крошечный провинциальный городок со скромной историей или столица древнего государства.
Немного карт - ну куда я без них?
Здесь




можно посмотреть, как мы едем - вид в целом и поподробней. А если пройтись по этой ссылке, можно посмотреть в интерактивной режиме, кому как удобней.
На следующее утро картина меняется – вокруг тайга, хоть и нестрашная летним июльским днем, но все равно пугающая привыкших к приветливым подмосковным лесам. В Лодейном поле выходим за местным лакомством – пирожками с лесными ягодами: морошкой, клюквой, черникой, брусникой. Как хоббит, я до сих пор с тоской вспоминаю те пирожки. У студента и без того аппетит обычно внушает уважение, но в тот раз я пожалела, что купила всего четыре штуки. Дорогой друг Гоша, уступивший мне буржуйскую верхнюю полку, делится своими, более солидными, запасами. Чувствую к нему прилив острой нежности
)))
В Свири Гоша ведет меня смотреть, как меняются локомотивы у нашего состава – электровоз заменяется тепловозом, электрическая тяга – дизельной. Дальше на север электрифицированных дорог нет. Смотрю, как непривычно и голо выглядят уходящие за горизонт две блестящие полоски путей без нависающей над ними путаницы проводов.
Гоша попутно что-то объясняет. Он знает ужасно много – про поезда, про дороги, про людей, за день-два тесно входящих в твою жизнь в качестве попутчиков, а потом так же незаметно и навсегда исчезающих из нее. Ему, изъездившему пол-Восточной Сибири, откуда он родом, не раз проделавшему путь от Байкальска до Москвы, нынешнее путешествие, наверное, кажется чем-то естественным, а конечная цель – простой и ясной. Пытаюсь представить себе такую жизнь, только я сама в нее никак не вписываюсь.
По дороге знакомимся с мужчиной, едущим домой, в Мурманск. Человек как человек, и чего мне так хотелось услышать от него что-то особенное?
Петрозаводск. Крупный промышленный город, столица Карелии, последний большой форпост на пути к северу. В Петрозаводске мы – я, моя подруга Катя и еще трое балбесов – совершаем первую (но далеко не последнюю) изумительную глупость. Стоянка 35 минут, можно выйти в город прогуляться в окрестностях станции, тем более, что аккурат за путями виднеется чудесная городская площадь. Идем знакомиться с городом.
Успеваем купить карту города (непонятно зачем - разве что на случай, если поезд вдруг помашет нам хвостом), посмотреть какой-то фонтан и потоптаться на площади. Наверное, город и красив, и разнообразен при более детальном знакомстве, но у меня осталось только впечатление скудной северной зелени и ощущение еще не изжитого советского прошлого. Но вот незадача: когда решаем проверить, не время ли возвращаться, оказывается, что никто, собственно, не засек – а во сколько же мы вышли из поезда?
Разумеется, всем сразу показалось, что мы здесь уже очень долго, что буроватого мурманского поезда, стоящего где-то там между десятком других, уже нет, в карманах ни документов, ни денег, и сразу в мозгу всплывает классическое понятие «отстать от поезда». Бежим по подземному переходу, сразу ставшему жутко длинным, натыкаемся на людей, на ходу слушаем обрывки фраз в громкоговорителе… успели. Конечно, успели, иначе я бы не писала сейчас эти главы 
Едем вдоль Беломорско-Балтийского канала, связывающего Балтику с бассейном всего Северного Ледовитого океана. Момент истины для географа.
Все дальше на север. Вот уже и солнце никак не зайдет, хотя на часах без малого двенадцать. Я как губка вбираю в себя этот новый, совершенно непостижимый карельский пейзаж: повсюду валуны, озера, бесконечные протоки, так что непонятно уже, откуда и куда течет вода, и сосны, сосны… Чистые, холодные, бестрепетные блюдца озер, окруженные высокими берегами с подступающими и спускающимися чуть не в воду теплыми красноватыми стволами сосен. Кажется, пути проложены прямо по озеру, потому что тут нельзя иначе, это не суша, это край, где безраздельно властвует вода. И справа, и слева озеро, поросшее по дну осоками, наверное, очень мелкое, потому что всюду торчат валуны. Калейдоскоп озер на время сменяется пушицевыми болотами с чахлыми сосенками. И снова вода, сквозь которую проносится, не затрагивая ее задумчивой тоски, симфония несмазанных частей. И впервые накатывает тягучая грусть, так знакомая начинающему путешественнику, настойчивое, отчетливое желание спрыгнуть с поезда и бежать обратно, где нет этого чужого, непонятного пейзажа, где родные лица и теплые руки. «…Как же я буду без тебя?» Нет, это я – как я буду – так далеко?
Перед сном обсуждаем, что Белое море минуем ночью. Участок от поселка Белое море до Кандалакши мы будем проезжать по морю – уже шагнув в пределы Мурманской области. А там… маленькая точка на карте со странным именем Африканда, и дальше нас ждет север, тундра и незакатное солнце. Завтра.
Очень легко, живописно - и лично. Будто слышен твой голос, рассказывающий о путешествии. И стиль получается такой - хоббитский.
Но во мне, наверное, живет неисправимый романтик, поэтому я внутри себя не очень верю в географию, существующую только в стенах кабинета. Не верю в географа, не соприкоснувшегося с реальностью, не узнавшего истинных размеров предмета своего изучения – земного шара. Но это, как принято говорить, имхастое имхо и исключительно мои романтические воззрения на науку.
Я тоже не верю в такую географию. Мне гораздо больше нравится именно такая - романтическая, с переживаниями и живописным описанием собственных впечатлений.
И знаешь, Ясечка - буду очень ждать продолжения твоих воспоминаний. Большое спасибо за то, что поделилась.
что же ты со мной делаешь, коварная женщина?!
ты так об этом написала... что вот до слёз. Просто до слёз. Возможно, в этом ещё и сутки переживания из-за игры виноваты, но всё же.
Как же ты так это описала, что просто скребёт до мягкого и живого и берёт за душу. Потому что Север, Мурманская область - это родной мне край, потому что на поездах Мурманск-Москва-Мурманск прошло моё детство: весной - к бабушке, а осенью - обратно, потому что за морошку я готова отдать всё что угодно...
в общем, спасибо тебе. Мырк.
и лично. Будто слышен твой голос, рассказывающий о путешествии.
я пытаюсь передать, что я чувствовала тогда. И рада, что удалось передать мои ощущения.
Мне гораздо больше нравится именно такая - романтическая, с переживаниями и живописным описанием собственных впечатлений.
мне тоже
буду очень ждать продолжения твоих воспоминаний. Большое спасибо за то, что поделилась.
тебе спасибо за такой душевный отзыв
VardaElbereth, Татьяночка, ну... я даже не думала, что такое впечатление произведет
в любом случае, это хорошие ностальгические слезы
потому что за морошку я готова отдать всё что угодно...
оооо даааа! как я тебя понимаю) морошка - это ням!
в общем, спасибо тебе. Мырк
и тебе большой ответный мыр
Правда мы так далеко не уезжали, благо объект исследований был почти под боком.
а что вы исследовали?
Моя тема была - репродуктивная биология орхидных Предуралья. Я изучала Венерин башмачок настоящий, Венерин башмачок крапчатый и Кокушник рогатый))). Они растут у нас в области.
А вообще интересная тема. Мне это очень близко - изучать все на натуре, обычно столько для себя нового открываешь.
Кокушник довольно невзрачная северная орхидейка )))
картинк
а это не ночная ли фиалка?
SophietheValiant, читай, как удобнее) там и вправду немало
вступление и начало путешествия хорошо прописаны, такое чувство, будто я там тоже рядом с тобой нахожусь
спасибо