Hold your ground and speak your heart (c) Elgarain
АПД Итак, продолжим наши игры 
Я долго думала, в каком виде писать свою большую спойлерную рецензию (и писать ли вообще). То ли по героям, то ли по ходу развития сюжета, на чем сделать акцент и т. д. В конце концов решила писать свое видение фильма, разбивая сюжет на отдельные смысловые главы (видела я что-то подобное на ХА).
Будет длинно - поэтому буду традиционно дописывать и выкладывать, никто за один раз столько ниасилит. И еще - я, конечно, напишу и про актерскую игру, и про технологии, куда ж без этого. Но прежде всего я рассказываю свое прочтение фильма как толкиниста. ПиДжей не зря упоминал про тщательную проработку первоисточника, и прежде всего это мне бы хотелось здесь рассмотреть, а также сцепку с Властелином Колец.
В общем, если вас все это не напугало, читайте
написанное ранее«На Севере обитало много драконов в те дни…»«На Севере обитало много драконов в те дни…»
Нападение Смауга. Монстра нам, собственно, не показали - только чудовищные лапы и огонь сквозь щели ворот. Но лично мне хватило этого с головой, чтобы испытать настоящий ужас вместе с гномами. Это действительно сила - жуткая, непреодолимая, разрушительная, разметавшая монолитное подгорное царство как щепку. Когда Балин, Двалин и особенно Торин начинают рассказ об этих днях позже - это у них в глазах.
Тут на меня, как на зрителя, честно говоря, все обрушилось со всех сторон, я сидела и просто не могла уследить за событиями. Если исходить из того, что Джексон хотел заставить зрителя почувствовать эффект присутствия, то наверное гномы так же были застигнуты врасплох.
Траин, потянувшийся за Аркенстоном – очень яркая иллюстрация гномьей сущности. Ну, казалось бы, что за глупость – хвататься за безделушку, хоть на нее можно весь Дейл купить, перед носом у дракона? Но гномы придают изделиям своих рук гораздо большее значение, чем, скажем, человеческая раса. Их сокровища – это в какой-то степени вместилище их души. Это то, что одновременно позволяет им создавать непревзойденные вещи, будь то оружие или украшения, и тяготеет над ними – собственно, почему Торин позже загонит себя в тупик из-за «безделицы».
Трандуил как преемник ТинголаТрандуил как преемник Тингола
Я увидела немного не того, кого себе представляла, но такова уж манера ПиДжея - он умудряется везде ввернуть какую-нибудь новую грань. Ну правда, эльф, махающий мечом аки совершенная боевая машина - это уже было. А здесь одной безмолвной и почти неподвижной сценой сыграно столько, что я вспомнила Первую Эпоху, Дориат, Завесу Мелиан, величие Перворожденных перед людьми. Для каждой эпохи характерны свои отношения между детьми Эру, но загвоздка в том, что Трандуил-то из той, древней эпохи – если не из Первой, то из Второй уж точно. А разве не таким был Тингол, закрывший свои владения для всех, кто бежал даже не от дракона - от Моргота? Презрительно назвавший Берена "соглядатаем" и "рабом"? А ведь Трандуил - его преемник над народом синдар.
Поэтому на меня лично это сцена произвела очень сильное впечатление. С одной стороны - паника, огонь и разрушение, с другой - идеальное построение эльфийского отряда. Поединок взглядов. Ярость и отчаяние Торина, гномьего принца, ледяное спокойствие и отчужденность эльфийского владыки. Это не просто визуальный поединок двух предводителей своих рас, а визуальное противостояние, даже в каком-то смысле противопоставление этих двух рас.
Здесь (даже не имхо) нужно исходить не из того, что эльфы как существа добрые и порядочные должны были помочь гномам и людям. А из того, что между эльфами и прочими бесконечно глубокая пропасть. Отличие эльфов от людей, гномов, хоббитов и им подобных намного глубже, чем просто эльфийские чистота (в широком смысле, а не просто отсутствие грязи под ногтями) и мастерство. Чтобы это понять, даже не обязательно вспоминать весь Сильм или Атрабет - стоит вспомнить эльфов из ВК, уходящих в Гавани на Заокраинный Запад в то время как на Средиземье уже явно пала тень; закрытый Лориен, Владычицу которого боятся даже гондорцы, потомки нуменорцев; слова Элронда о том, что Кольца власти созданы не для войн, а для углубления мастерства и познания мира. Эльфы - устремленные в себя существа, и чем закрытее, отграниченнее народ, тем меньше ему дела до окружающего мира. И чем дальше движется эпоха, тем сильнее это отчуждение. Поэтому это великолепный ход - рискованный, да, ПиДжей наверняка предвидел реакцию - но великолепный, не банальный, тонкий и глубокий. В одном жесте тонкой руки Трандуила, в одном едва заметном повороте головы, в бесстрастном лице - яркие и важные грани эльфийской сущности. Ли Пейс - браво! Я абсолютно не разочаровалась, а напротив очаровалась еще больше. Еще один идеальный, чисткровный эльф. И если Леголас, как и в книге - юный, беспокойный, даже не по-эльфийски оживленный, то Трандуил - отягощенный безжалостной эльфийской памятью. (Я даже не буду особо акцентировать внимание на том, что на его памяти - разорение Дориата и убийство гномами Тингола, одного из величайших эльфийских владык.)
Однако вспомним, что Тингол, поначалу воспринявший Берена в штыки, в итоге, защищая, закрыл его собой. Трандуилу, видимо, тоже понадобится некий некороткий путь, чтобы проникнуться более теплым чувством к существу другой расы.
«Бей, посуду, бей стекло!» или особенности гномо-хоббитского стиля«Бей, посуду, бей стекло!» или особенности гномо-хоббитского стиля
Наверное, все помнят риторическое пиджеевское "Как сделать тринадцать гномов непохожими друг на друга, придать им индивидуальность?"
Они... гномы - то ли это издержки относительно неприкаянного образа жизни (в отсутствие государственности нравы грубеют, упрощаются, в цене остается только то, что пригодно для выживания - достаточно вспомнить нашу человеческую историю), то ли гномы сами по себе народ грубоватый. Мне хочется больше думать, что первое - во-первых, сам Торин как король неукоснительно блюдет гномий этикет (тут сразу вспоминаются слова РА об охранении своего статуса). Подданные кидаются едой, играют в гномью игру "перерыгай соседа", но в присутствие короля мгновенно подтягиваются. И еще... мне как бы очень понятно это раздолбайство, появляющееся в отсутствие упорядоченного образа жизни. Но об этом позже.
Из искрометного:
- Где он?
- Кто?
- Ужин. Мне сказали, тут накормят ужином.
*Двалин отодвигает Бильбо в сторонку и ничтоже сумняшеся идет на кухню*
- Постойте, это кружевная салфетка!
- Да ладно, она ж дырявая!
- Так и должно быть, это узор! *Бильбо и фейспалм*
- Возьмите нож!
- Да ладно, зачем, он один все съест!
- Это старинный сундук!
*Кили продолжает вытирать грязные сапоги о крышку сундука*
Шикарное сборище в доме у Бильбо. «Пойдем туда, в общую кучу!» (гл. 1, «Хоббит», пер. Каменкович). Можно говорить что угодно про соблюдение буквы этой сцены (все-таки отрыжки и поедания рыбьей головы у Толкиена не было), но каноничность духа передана потрясающе, как и искреннее отчаяние Бильбо при виде опустошенной кладовки и веселящихся гномов. Эта сцена - настолько живая, настолько правдоподобная, что не знаешь, ржать вместе с гномами или пожалеть бедняжку хоббита. Он ведь искренне думает, что это худшее в его жизни приключение. Представьте, что к вам в дом один за другим в прямом смысле врываются какие-то обвешанные оружием панки с совершенным отсутствием манер, жрут ваши запасы, на вас совершенно не реагируют и вообще ведут себя так, будто их тут и ждали, и вы поймете, что Бильбо в общем-то довольно сдержанно себя вел *фейспалм*
И все-таки что же сподвигло домашнего хоббита оторваться от своей устоявшейся жизни и отправиться со всей этой сомнительной компанией за… А вот тут снова вопрос. Гномы отправлялись отвоевывать свой дом, у Гэндальфа, как мы знаем, были свои Майарские резоны, а вот Бильбо зачем отправился «незнамо куда, незнамо зачем»? Уж точно не за деньгами (он обеспеченный хоббит), до гномьих разборок с драконом ему покамест дела нет и никакой симпатии он к ним еще не питает, Гэндальфу он прямо сказал «Доброе утро!» (то есть «отстаньте, мастер Гэндальф»). Выходит, что во фразе “I’m going on an adventure!” и есть весь первоначальный смысл его похода.
Гэндальф как знаток человеческих (эльфийских, гномских, хоббитских) душ, не зря остановил выбор на Бильбо Бэггинсе. Есть те, кому приключения и вправду до лампочки, есть те, кто напротив пойдет в поход исключительно ради адреналина, не придавая этому серьезного смысла. А есть те, которым действительно нужен хороший пинок для раскрытия собственного потенциала. Если их оставить дома, они будут жалеть и кусать локти из-за утраченных возможностей. Если отправить их в поход (или какую-то другую рискованную авантюру), они поначалу будут так же жалеть и кусать локти из-за воспоминаний об уютном креслице, чайничке на плите, дырявой кружевной салфетке. Но в конечном итоге это те, на кого можно по-настоящему положиться и которые видят лучше (в духовном смысле) и глубже, чем многие другие. Уже в первой части трилогии Бильбо скажет гномам те самые нужные слова, которые заставят вспомнить о «маленьких и слабых, которые меняют ход будущего». А самому Бильбо Гэндальф очень хорошо сказал еще до похода: «Если ты вернешься, то вернешься другим».
Ну и, нельзя не отметить, - гномы хоть вояки отменные, но до хоббитской смекалки Бильбо им далеко. Немного забегая вперед: наглядный пример этому – тролли и «паразиты»
Сцена побега за приключениями – великолепна. Бильбо просыпается наутро с видом «а где я? А кто я?». Бродит по комнатам с видимым облегчением и… внезапно понимает, что разочарован. Ушли. То ли вправду решили, что он больше смахивает на лавочника, чем на грабителя или тем паче воина. То ли – он ведь сам отказался. И тут-то он понимает, что никогда в жизни себе не простит, если упустит это приключение.
Отдельный респект Толкиену и ПиДжею за аллергию, носовые платки, за «я побегу рядом, я умею очень быстро бегать, ааа…», за харАктерную лошадку, почувствовавшую слабого седока. Это тоже очень, очень правдоподобно. До того, как почувствовать вкус приключений и понять, наконец, зачем ты пошел в этот поход, следует хорошенько поворчать, поужасаться, пожалеть и поругать себя в стиле «и зачем я в это ввязался?».
Отдельно хочется сказать о поведении Гэндальфа в этой истории. Он не обманывает Бильбо насчет возможного возвращения, а Торину говорит «ОК» на слова: «Я не могу гарантировать его безопасность».
До определенного момента гномы – просто раздолбаи, грубияны и бесцеремонные грязнули. А вот уже после оказывается – они еще и отлично дисциплинированный отряд, в котором каждый мастер своего дела и друг за друга горой.
“Loyalty, honor, a willing heart. I can ask no more than that” («Верность, честь, горячее сердце. Я не могу требовать большего» - извините, но у меня некоторые фразы из фильма есть только на английском, поэтому перевод приблизительный). Эти беспардонные раздолбаи полезут за своим королем и к дракону в пасть, если понадобится. Опять же, немного отдает Элрондом и его словами о том, что «большим отрядом, рассчитывающим лишь на силу, они (Братство) скорее потерпят поражение, чем маленьким Братством, скрепленным узами дружбы и преданности друг другу» (цитата неточная, лень лезть в книгу). И дело не только в том, что не слишком разумно открыто противопоставлять себя силе, превышающей твои собственные возможности (вспоминаем пролог и Смауга, за каких-нибудь пару часов полностью уничтожившего укрепленное королевство гномов). А в том, что эти гномы знают, за что они борются, а Торин… как-то хорошо Балин про него сказал… «и тогда я увидел, что вот он, наш король».
Песня гномов звучит как гимн. И даже встают они один за другим, как при звуках гимна.
Флешбэки и перспективыФлешбэки и перспективы
Лично мне из гномов больше всех понравился Балин (ну, после Торина, ессссно
) Такой милый гномский старичок, даже местами вежливый и кажется единственный, кто не стал шокировать хоббита прямо с порога. И далеко не сразу понятно, сколько всего стоит за этой благообразной внешностью. Я сначала было испугалась, что терминатор-Двалин его сейчас оглушит своим чугунным лбом (ну мало ли какие между братьями счета), но оказалось, это просто семейное приветствие
Так что для начала – маленький седой гномий старичок далеко не промах.
По праву старшего именно Балин рассказывает предания гномьего народа. Чем-то отдаленно напоминает элрондовское "Я был там, 3 тысячи дет назад...". Конечно, гномы такими категориями время не меряют, но смысл такой же, навроде "я был там, в те времена, которые стали легендой». В отличие от Торина, по его спокойному виду не скажешь, что он помнит тот же лязг стали, грохот битвы, эту горькую победу. Однако глядя на грязное, залитое слезами лицо Балина во флешбеке – совсем другое, - понимаешь, что и пожар Смауга, и страшная битва у врат Мории не просто легенды о давно минувшем. Все те события уже давно подернулись пеплом и укрылись последующими годами изгнания, но из памяти ветеранов этого не стереть.
Вообще вся сцена, предваряющая морийский флешбэк – одна из тех, за которые перед ПиДжеем хочется снять шляпу. Кили и Фили, уже, видимо, успевшие побывать в нескольких боевых стычках и оттого чувствующие себя ужасно опытными, пугают хоббита орками, которые съедают заживо, и прочими ужастиками. Торин раздраженно одергивает их: «Этими вещами не шутят».
После рассказа Балина те сидят смущенные – нет у них той памяти, от которой снятся кошмары по ночам, которая выжигает душу дотла. И в качестве штрафа за плохое поведение отправляются в дежурство
Разумный и, вообще говоря, практичный хоббит предлагает рассказать о пропаже пони Торину. Но гномский молодняк, предчувствуя очередную взбучку от не склонного к нежностям дяди, решает «разобраться самим» *фейспалм*
- Если что, ухни два раза совой и один раз филином!
- Чем ухнуть?... *растерянная хоббитская мордашка*
Флешбэки и перспективы (продолжение)
Фили и Кили хорошо олицетворяют то поколение гномов, которые родились и выросли уже после изгнания из Эребора. И дело не в том, что они не помнят драматичных событий прошлого, а в том, что они явно воспитаны в «полупоходных» условиях. В ситуации «народ без государства, гномы без дома» (а именно такая ситуация преподносится в фильме), в постоянном ожидании опасности или войны взрослеют раньше, чем это принято в мирные и благополучные времена. В этом возрасте царственных племянников в Эреборе наверняка и близко бы к государственным делам не подпустили, а на собрании у Бильбо и в походе они – полноправные члены команды. Об этой особенности говорят прежде всего два факта – с одной стороны, они уже привыкли быть наравне с ветеранами (Кили приветствует Двалина как равного, а не как старшего товарища, да и на совете братья не молчат), с другой – они излишне самостоятельны. Ну такая вот разновидность юношеского максимализма, когда хочется сделать все самим, кажется, нет такой преграды, что не по зубам.
"Таков должен быть вождь"«Таков должен быть вождь». (с) Мария Семенова
Когда я писала первую часть рецензии, этот момент в теме флешбэков я несколько упустила, но теперь хочется немножко вернуться к битве при Азанулбизаре.
В словах Балина “the one I could follow. The one I could call the king” заложен гораздо более глубокий (и в то же время с печальным оттенком) смысл, чем кажется на первый взгляд.
Для начала разберемся с возрастом Торина на момент битвы при Азанулбизаре.
Торин родился в 2746 году Т. Э., битва произошла в 2799 – значит, на этот момент ему всего 53 года! По гномьим меркам – совсем юнец (Кили с Фили и то в районе 80 на момент похода). Так что Торин действительно выдающийся воин и вообще личность, не каждый (откровенно говоря, вообще один на миллион) в юности способен переломить ход сложнейшей битвы. И тут Джексон не соврал и не приукрасил, рисуя его нам как великого вождя, за которым идут люди, то есть гномы, которые преданы ему до глубины души. Просто подчеркнул то, что в книге следует читать между строк.
Недавно был спор о том, что первично во вселенной Толкиена – происхождение, королевская кровь – то есть то, что априори священно, или личные достоинства предводителя. Так вот, в данном случае Балин присягает не дому Дурина как таковому, а конкретно ему, Торину, вождю, за которым и в огонь, и в воду, и к дракону в пасть. Род Дурина священен для каждого гнома, но Балин и остальные преклоняют колена именно перед одним конкретным его представителем, совершившим подвиг. «Таким должен быть вождь». Во всем первый. И это правило прослеживается во всем: он первый прыгает вытаскивать Бильбо с кромки скалы, не поручая это кому-то другому, первый выходит перед королем гоблинов, и когда выходит на Азога с горящей сосны, то принимает вызов именно как бесстрашный предводитель, в спину которому смотрят остальные (подробнее о значении сцены поединка тут, не буду повторяться).
Нам в нашей постмодернистской реальности может показаться странным такое поведение. Вроде как «генерал не идет в бой сам, в бой идут солдаты», а генералу бы поберечь себя для «больших» дел. Но общество Толкиена – архаично, в нем личная доблесть ценится выше всех регалий, а люди/гномы/эльфы идут за личным примером, за тем, кто не задумываясь отдаст жизнь за своих людей. И они платят ему тем же: “loyalty, honor and willing hearts”.
А теперь о печальном смысле.
Негласное провозглашение (сорри за тавтологию) Торина королем после битвы при Азанулбизаре имеет и обратную сторону медали. Трор убит, Траин исчез, и это означает, что отныне вся тяжесть правления гномами лежит на Торине. Вот такое бремя свалилось на молодого воина, который, повторяюсь, в мирное время вряд ли принимал бы участие в решении любых серьезных вопросов.
К тому же, править в Эреборе, где жизнь налажена и всего в избытке, и править разрозненными и фактически бездомными гномами – это, как говорится, две большие разницы.
Поэтому неудивительна и эта скорбь в глазах Торина, и неумение улыбаться (единственная за весь фильм улыбка, когда он обнимает Бильбо, выглядит действительно «неумелой»), и огонь, который сжигает его изнутри больше, чем других. Он протащил все это через всю жизнь, начиная с юности. С одной стороны, задача победить дракона, объективно говоря, практически невыполнима, с другой – Торина тяготит необходимость таки дракона победить, это задача из разряда «должен, и все тут, иначе какой я король?».
“I soon understood that his heart was hot with brooding on his wrongs, and the loss of the treasure of his forefathers, and burdened too with the duty of revenge upon Smaug that he inherited. Dwarves take such duties very seriously”. (Unfinished Tales, “The Quest to Erebor”) с вашего позволения переводить не буду.
И у Торина не было мудрых наставников вроде Элронда и Гэндальфа, как у Арагорна, которые всю жизнь готовили бы его к его миссии (щас сама себе по пальцам настучу, ведь зарекалась же их сравнивать!). Поэтому на таком пути ошибки, увы, наверное, неизбежны.
«С соплями – вкуснее!»«С соплями – вкуснее!»
К троллям у Джексона вообще давняя любовь. Я читала, как создавался пещерный тролль из «Братства», которого, забитого по итогам, вся съемочная команда дружно пожалела. Как снимались хоббитские тролли, все, думаю, видели. Ну очаровательные же парни, не так ли?
Так же, как и на вечеринке в норке Бильбо, буква данного эпизода довольно утрирована, но дух тем не менее остался, и ему еще прибавили всяких узоров, которые однако ж общую картину не портят. Тролли – это такие средиземские гопники, которые общаются и ведут себя соответствующе (в оригинале в книге очень хорошо чувствуется). И интересы под стать – пожрать, желательно повкуснее, тролли – гурманы, и чтоб никто жить не мешал. Сопли же, паразиты и прочие джексоновские нововведения только служат для усиления этого эффекта, поэтому – с соплями действительно «вкуснее».
Надо отметить момент, которого я, признаться, на первом и втором просмотрах не увидела. Меня удивило, что Бильбо, так вяло отреагировавший на сообщение Фили и Кили о пропаже лошадок, вдруг едва ли не сам кидается им на выручку. С подачи братьев, разумеется, но не думаю, чтобы он прямо уж по-настоящему растерялся. Нет, поступок вполне осознанный, потому что со второго захода тролли утащили его лошадку Миртл, которую он кормил яблоками и гладил по гриве. Это многое говорит о характере хоббита – помимо хоббитской предприимчивости тут еще и готовность прийти на выручку тем, кто ему дорог, даже если это простое животное.
К вопросу о том, почему Торин бросил меч и позволил троллям всех повязать ради одного Бильбо, который еще ничем себя не проявил и гномам не друг, не брат. Следует начать с того, что в книге все выглядело еще чудесатей – гномы бросились спасать Бильбо, который приказ не то что не выполнил (как в фильме), а попросту нарушил (ему сказано было посмотреть, что за огонек, и вернуться назад). Но все-таки – где же логика? Все дело даже не в контракте, который Бильбо носит с собой в кармане. А то, что возможное жертвование одним из членов команды подрывает основы толкиновской вселенной. В ней есть вещи намного более сильные, чем печать и подпись на бумаге, это – верность, та самая loyalty, о которой Торин говорит Балину. Без нее не существует сплоченной вокруг предводителя команды, сила которой именно в ее преданности друг другу. Это – некий кодекс, который даже выше принесенной присяги, потому что идет из подсознания и святее любой логики. Оставь Торин Бильбо на растерзание троллям, все бы благополучно ушли, но у каждого появился бы повод задуматься – «а не поступят ли со мной так же в следующий раз?» Единства с такими мыслями быть уже не может.
И вот тут хоббитский ум, основанный в некотором роде на хоббитской практичности, впервые приходит на выручку отряду. Поход Торина и Ко рассчитан на скрытность (и малочисленность), поэтому на первый план рядом с боевыми навыками (без которых, естественно, тоже никуда – в Диких-то Землях!) выходят смекалка и гибкий и быстрый ум. Бильбо пудрит мозги троллям тем, что ему самому понятно – травками и приправами. Однако ирония в том, что тема готовки близка и самим троллям, любителям хорошо пожрать, поэтому те его заинтересованно слушают.
Залезая в дебри (можете не читать этот абзац) – все придумки в экстремальной ситуации берутся из подсознания. К примеру, загадки в темноте Бильбо и Горлума – сплошная игра подсознания (это уже не моя мысль, а Кори Олсена). Горлум, живущий в подземных пещерах, говорит о тьме, о холодном ветре, который кусает, о времени, которое все обращает в прах. Бильбо же говорит о солнце, ярких красках, домашних вещах вроде яичного желтка и кошки, которая просит рыбку у хозяина со стола. Поэтому хоббитский ум в ситуации с троллями оказывается применителен больше, нежели гномский. Им, заточенным на совсем другие ситуации, такое в голову навряд ли пришло бы.
А вообще, вспоминая Торина, отвесившего племяннику пинка, подумала, что сам он скорее согласился бы быть зажаренным, чем начал говорить что-то подобное речам Бильбо. А вот подыграть можно вполне)))
- Аа… да, у меня паразиты! Вот такие паразиты!
- Нет, у меня самые большие паразиты!
Мои любимые моменты в этой сцене – Бильбо, скачущий в мешке, и королевский пинок, конечно же.
Дела МайарскиеДела Майарские
Нарушу немного хронологию повествования, потому что следующая часть по идее должна быть о Бильбо. Но я хочу сейчас поговорить о магах.
В «Хоббите» у нас все маги, о которых нам что-то более или менее известно, так что это интересно (кстати, не верю я в забывчивость Гэндальфа насчет Синих магов))).
Мне нравится некоторое очеловечивание Гэндальфа у Джексона хотя бы потому, что … ну, это мы знаем, что он майар, посланец Западных Владык и т. д. А в глазах других он именно так и выглядит: мудрый, могущественный в обращении с огнем и сталью, но вполне себе свой …эмм… человек, и о духовной его сущности мало кто знает. Т. е. для гномов и для Бильбо его умения имеют относительно практическую значимость.
- Но с нами же маг! Гэндальф убил за свою жизнь сотни драконов!
*покашливание*
- Гэндальф, сколько драконов ты убил?
Гэндальф не создавал культ самого себя, подобно Саруману, однако не благодаря ли этой своей «простоте» ему удавалось лучше всех читать в сердцах людей/эльфов/гномов и прочих? Потому что вся мудрость в итоге оказалась именно во внимании к самым маленьким и незаметным мира сего.
Отсюда и вечные перебранки с Торином, и бильбовское о Сарумане «он могущественный маг или как вы?» Окружающие воспринимают Гэндальфа просто. Да и сам он не лишен обыкновенного человеческого юмора: устроил Бильбо сюрприз в виде гномов и с удовольствием понаблюдал за реакцией.
А вот Радагаст в фильме лицо новое. Я уже говорила, что кроется за внешней простотой Гэндальфа, но то же самое можно увидеть и в Радагасте. Пусть в меньшей степени, однако и он – майар, посланец Западных Владык.
Мне Бурый маг напомнил св. Франциска Ассизского – совершенным безразличием к своему внешнему виду, искренней любви к каждой былинке, открытым и непосредственным отношением к окружающему миру. На сторонний взгляд он «чудак» - живет в каком-то несусветном жилище, беспокоится только об одному ему ведомых вещах, а живым тварям позволяет жить в буквальном смысле слова на себе.
Кстати, о жилище Радагаста. По концепции создателей, этот домик был случайно построен на том месте, где вскоре проклюнулся дуб. Радагаст срубать его не стал, естественно, дуб со временем разросся, и получилось так, что дерево держало дом на себе, а маг его только слегка приспособил.
Однако когда этот «чудак» догадывается о сути творящегося с Зеленым лесом, мгновенно выступает его настоящая айнурская сущность, которая в Средиземье прикрыта невзрачным телесным обликом. Сила, сконцентрировавшаяся в изменившемся голове Радагаста, мгновенно прогоняет пауков, потомство Унголианты (ах, спасибо Джексону за еще один реверанс в сторону Сильма!) и отгоняет тьму, которая накрыла обитателей леса, в том числе ежика Себастьяна.
Так что, Радагаст, конечно, увлечен лесными делами, и его действия продиктованы скорее заботой о лесе, нежели беспокойством о судьбах Средиземья (как у Гэндальфа), тем не менее – он вовсе не безобидный старичок и посвящен в некие тайные знания, доступные только айнурам. Сила, обосновавшаяся в Дол Гулдуре – той же природы, что и его собственная, только со знаком минус. Поэтому он смело направляется в заброшенную крепость – это как бы из серии того, что может и должен сделать майар.
Лично я, увидев Радагаста на мосту, совершенно поверила в его скрытое могущество.
Тень, вышедшая из статуи – так, понимаю, это и есть ангмарец, Король-Колдун. В таком виде – белесая тень – его видит Фродо в ВК, одев Кольцо и попав в призрачный мир. Радагасту открыты оба мира, поэтому он видит ангмарца без всякого Кольца.
Еще один артефакт из ВК – ангмарский кинжал, который… ну, порадовал тут слово все-таки, наверное, неуместное. Остается загадкой, как кинжал попадет обратно к ангмарцу – видимо, Гэндальф-таки отправится во второй части в Дол Гулдур разгадывать эту загадку.
Противостоять Королю-Колдуну Радагаст вполне может, что и делает с успехом, отбиваясь одним посохом и добывая этот самый артефакт и вещественное доказательство (ну недоверчивый у нас Белый Совет, что поделаешь). А вот тьма, «способная вызывать мертвецов из курганов, куда не проникает свет», вызывает у него ужас. (Только скорее эта тьма их не возродила, а просто не дала им в свое время помереть, наделив кольцами.) Ужас Радагаста вполне объясним, потому что… ну так сложилось, что даже Гэндальф в книге пробирался в Дол Гулдур тайком и опасаясь. Значит, и Радагаста Саурон сильнее. Зло у Толкиена почти всегда физически сильнее, а добро сильно именно своей приверженностью к добру, которая заслуживает покровительство Высших Сил.
И последнее. Я на какой-то момент задалась вопросом, зачем Радагаста посадили на кроликов.
Один раз недалеко от леса мимо меня пробежал заяц. Точнее, серая молния, а я долго стояла с глупым видом из серии «а че это было?» В общем, кролики-зайцы, они маневренные очень, особенно в лесу, где кочки, корни, ветки, конем особо не проскачешь и бегом тоже не удобно.
To be continued

Я долго думала, в каком виде писать свою большую спойлерную рецензию (и писать ли вообще). То ли по героям, то ли по ходу развития сюжета, на чем сделать акцент и т. д. В конце концов решила писать свое видение фильма, разбивая сюжет на отдельные смысловые главы (видела я что-то подобное на ХА).
Будет длинно - поэтому буду традиционно дописывать и выкладывать, никто за один раз столько ниасилит. И еще - я, конечно, напишу и про актерскую игру, и про технологии, куда ж без этого. Но прежде всего я рассказываю свое прочтение фильма как толкиниста. ПиДжей не зря упоминал про тщательную проработку первоисточника, и прежде всего это мне бы хотелось здесь рассмотреть, а также сцепку с Властелином Колец.
В общем, если вас все это не напугало, читайте

написанное ранее«На Севере обитало много драконов в те дни…»«На Севере обитало много драконов в те дни…»
Нападение Смауга. Монстра нам, собственно, не показали - только чудовищные лапы и огонь сквозь щели ворот. Но лично мне хватило этого с головой, чтобы испытать настоящий ужас вместе с гномами. Это действительно сила - жуткая, непреодолимая, разрушительная, разметавшая монолитное подгорное царство как щепку. Когда Балин, Двалин и особенно Торин начинают рассказ об этих днях позже - это у них в глазах.
Тут на меня, как на зрителя, честно говоря, все обрушилось со всех сторон, я сидела и просто не могла уследить за событиями. Если исходить из того, что Джексон хотел заставить зрителя почувствовать эффект присутствия, то наверное гномы так же были застигнуты врасплох.
Траин, потянувшийся за Аркенстоном – очень яркая иллюстрация гномьей сущности. Ну, казалось бы, что за глупость – хвататься за безделушку, хоть на нее можно весь Дейл купить, перед носом у дракона? Но гномы придают изделиям своих рук гораздо большее значение, чем, скажем, человеческая раса. Их сокровища – это в какой-то степени вместилище их души. Это то, что одновременно позволяет им создавать непревзойденные вещи, будь то оружие или украшения, и тяготеет над ними – собственно, почему Торин позже загонит себя в тупик из-за «безделицы».
Трандуил как преемник ТинголаТрандуил как преемник Тингола
Я увидела немного не того, кого себе представляла, но такова уж манера ПиДжея - он умудряется везде ввернуть какую-нибудь новую грань. Ну правда, эльф, махающий мечом аки совершенная боевая машина - это уже было. А здесь одной безмолвной и почти неподвижной сценой сыграно столько, что я вспомнила Первую Эпоху, Дориат, Завесу Мелиан, величие Перворожденных перед людьми. Для каждой эпохи характерны свои отношения между детьми Эру, но загвоздка в том, что Трандуил-то из той, древней эпохи – если не из Первой, то из Второй уж точно. А разве не таким был Тингол, закрывший свои владения для всех, кто бежал даже не от дракона - от Моргота? Презрительно назвавший Берена "соглядатаем" и "рабом"? А ведь Трандуил - его преемник над народом синдар.
Поэтому на меня лично это сцена произвела очень сильное впечатление. С одной стороны - паника, огонь и разрушение, с другой - идеальное построение эльфийского отряда. Поединок взглядов. Ярость и отчаяние Торина, гномьего принца, ледяное спокойствие и отчужденность эльфийского владыки. Это не просто визуальный поединок двух предводителей своих рас, а визуальное противостояние, даже в каком-то смысле противопоставление этих двух рас.
Здесь (даже не имхо) нужно исходить не из того, что эльфы как существа добрые и порядочные должны были помочь гномам и людям. А из того, что между эльфами и прочими бесконечно глубокая пропасть. Отличие эльфов от людей, гномов, хоббитов и им подобных намного глубже, чем просто эльфийские чистота (в широком смысле, а не просто отсутствие грязи под ногтями) и мастерство. Чтобы это понять, даже не обязательно вспоминать весь Сильм или Атрабет - стоит вспомнить эльфов из ВК, уходящих в Гавани на Заокраинный Запад в то время как на Средиземье уже явно пала тень; закрытый Лориен, Владычицу которого боятся даже гондорцы, потомки нуменорцев; слова Элронда о том, что Кольца власти созданы не для войн, а для углубления мастерства и познания мира. Эльфы - устремленные в себя существа, и чем закрытее, отграниченнее народ, тем меньше ему дела до окружающего мира. И чем дальше движется эпоха, тем сильнее это отчуждение. Поэтому это великолепный ход - рискованный, да, ПиДжей наверняка предвидел реакцию - но великолепный, не банальный, тонкий и глубокий. В одном жесте тонкой руки Трандуила, в одном едва заметном повороте головы, в бесстрастном лице - яркие и важные грани эльфийской сущности. Ли Пейс - браво! Я абсолютно не разочаровалась, а напротив очаровалась еще больше. Еще один идеальный, чисткровный эльф. И если Леголас, как и в книге - юный, беспокойный, даже не по-эльфийски оживленный, то Трандуил - отягощенный безжалостной эльфийской памятью. (Я даже не буду особо акцентировать внимание на том, что на его памяти - разорение Дориата и убийство гномами Тингола, одного из величайших эльфийских владык.)
Однако вспомним, что Тингол, поначалу воспринявший Берена в штыки, в итоге, защищая, закрыл его собой. Трандуилу, видимо, тоже понадобится некий некороткий путь, чтобы проникнуться более теплым чувством к существу другой расы.
«Бей, посуду, бей стекло!» или особенности гномо-хоббитского стиля«Бей, посуду, бей стекло!» или особенности гномо-хоббитского стиля
Наверное, все помнят риторическое пиджеевское "Как сделать тринадцать гномов непохожими друг на друга, придать им индивидуальность?"
Они... гномы - то ли это издержки относительно неприкаянного образа жизни (в отсутствие государственности нравы грубеют, упрощаются, в цене остается только то, что пригодно для выживания - достаточно вспомнить нашу человеческую историю), то ли гномы сами по себе народ грубоватый. Мне хочется больше думать, что первое - во-первых, сам Торин как король неукоснительно блюдет гномий этикет (тут сразу вспоминаются слова РА об охранении своего статуса). Подданные кидаются едой, играют в гномью игру "перерыгай соседа", но в присутствие короля мгновенно подтягиваются. И еще... мне как бы очень понятно это раздолбайство, появляющееся в отсутствие упорядоченного образа жизни. Но об этом позже.
Из искрометного:
- Где он?
- Кто?
- Ужин. Мне сказали, тут накормят ужином.
*Двалин отодвигает Бильбо в сторонку и ничтоже сумняшеся идет на кухню*
- Постойте, это кружевная салфетка!
- Да ладно, она ж дырявая!
- Так и должно быть, это узор! *Бильбо и фейспалм*
- Возьмите нож!
- Да ладно, зачем, он один все съест!
- Это старинный сундук!
*Кили продолжает вытирать грязные сапоги о крышку сундука*
Шикарное сборище в доме у Бильбо. «Пойдем туда, в общую кучу!» (гл. 1, «Хоббит», пер. Каменкович). Можно говорить что угодно про соблюдение буквы этой сцены (все-таки отрыжки и поедания рыбьей головы у Толкиена не было), но каноничность духа передана потрясающе, как и искреннее отчаяние Бильбо при виде опустошенной кладовки и веселящихся гномов. Эта сцена - настолько живая, настолько правдоподобная, что не знаешь, ржать вместе с гномами или пожалеть бедняжку хоббита. Он ведь искренне думает, что это худшее в его жизни приключение. Представьте, что к вам в дом один за другим в прямом смысле врываются какие-то обвешанные оружием панки с совершенным отсутствием манер, жрут ваши запасы, на вас совершенно не реагируют и вообще ведут себя так, будто их тут и ждали, и вы поймете, что Бильбо в общем-то довольно сдержанно себя вел *фейспалм*
И все-таки что же сподвигло домашнего хоббита оторваться от своей устоявшейся жизни и отправиться со всей этой сомнительной компанией за… А вот тут снова вопрос. Гномы отправлялись отвоевывать свой дом, у Гэндальфа, как мы знаем, были свои Майарские резоны, а вот Бильбо зачем отправился «незнамо куда, незнамо зачем»? Уж точно не за деньгами (он обеспеченный хоббит), до гномьих разборок с драконом ему покамест дела нет и никакой симпатии он к ним еще не питает, Гэндальфу он прямо сказал «Доброе утро!» (то есть «отстаньте, мастер Гэндальф»). Выходит, что во фразе “I’m going on an adventure!” и есть весь первоначальный смысл его похода.
Гэндальф как знаток человеческих (эльфийских, гномских, хоббитских) душ, не зря остановил выбор на Бильбо Бэггинсе. Есть те, кому приключения и вправду до лампочки, есть те, кто напротив пойдет в поход исключительно ради адреналина, не придавая этому серьезного смысла. А есть те, которым действительно нужен хороший пинок для раскрытия собственного потенциала. Если их оставить дома, они будут жалеть и кусать локти из-за утраченных возможностей. Если отправить их в поход (или какую-то другую рискованную авантюру), они поначалу будут так же жалеть и кусать локти из-за воспоминаний об уютном креслице, чайничке на плите, дырявой кружевной салфетке. Но в конечном итоге это те, на кого можно по-настоящему положиться и которые видят лучше (в духовном смысле) и глубже, чем многие другие. Уже в первой части трилогии Бильбо скажет гномам те самые нужные слова, которые заставят вспомнить о «маленьких и слабых, которые меняют ход будущего». А самому Бильбо Гэндальф очень хорошо сказал еще до похода: «Если ты вернешься, то вернешься другим».
Ну и, нельзя не отметить, - гномы хоть вояки отменные, но до хоббитской смекалки Бильбо им далеко. Немного забегая вперед: наглядный пример этому – тролли и «паразиты»

Сцена побега за приключениями – великолепна. Бильбо просыпается наутро с видом «а где я? А кто я?». Бродит по комнатам с видимым облегчением и… внезапно понимает, что разочарован. Ушли. То ли вправду решили, что он больше смахивает на лавочника, чем на грабителя или тем паче воина. То ли – он ведь сам отказался. И тут-то он понимает, что никогда в жизни себе не простит, если упустит это приключение.
Отдельный респект Толкиену и ПиДжею за аллергию, носовые платки, за «я побегу рядом, я умею очень быстро бегать, ааа…», за харАктерную лошадку, почувствовавшую слабого седока. Это тоже очень, очень правдоподобно. До того, как почувствовать вкус приключений и понять, наконец, зачем ты пошел в этот поход, следует хорошенько поворчать, поужасаться, пожалеть и поругать себя в стиле «и зачем я в это ввязался?».
Отдельно хочется сказать о поведении Гэндальфа в этой истории. Он не обманывает Бильбо насчет возможного возвращения, а Торину говорит «ОК» на слова: «Я не могу гарантировать его безопасность».
До определенного момента гномы – просто раздолбаи, грубияны и бесцеремонные грязнули. А вот уже после оказывается – они еще и отлично дисциплинированный отряд, в котором каждый мастер своего дела и друг за друга горой.
“Loyalty, honor, a willing heart. I can ask no more than that” («Верность, честь, горячее сердце. Я не могу требовать большего» - извините, но у меня некоторые фразы из фильма есть только на английском, поэтому перевод приблизительный). Эти беспардонные раздолбаи полезут за своим королем и к дракону в пасть, если понадобится. Опять же, немного отдает Элрондом и его словами о том, что «большим отрядом, рассчитывающим лишь на силу, они (Братство) скорее потерпят поражение, чем маленьким Братством, скрепленным узами дружбы и преданности друг другу» (цитата неточная, лень лезть в книгу). И дело не только в том, что не слишком разумно открыто противопоставлять себя силе, превышающей твои собственные возможности (вспоминаем пролог и Смауга, за каких-нибудь пару часов полностью уничтожившего укрепленное королевство гномов). А в том, что эти гномы знают, за что они борются, а Торин… как-то хорошо Балин про него сказал… «и тогда я увидел, что вот он, наш король».
Песня гномов звучит как гимн. И даже встают они один за другим, как при звуках гимна.
Флешбэки и перспективыФлешбэки и перспективы
Лично мне из гномов больше всех понравился Балин (ну, после Торина, ессссно


По праву старшего именно Балин рассказывает предания гномьего народа. Чем-то отдаленно напоминает элрондовское "Я был там, 3 тысячи дет назад...". Конечно, гномы такими категориями время не меряют, но смысл такой же, навроде "я был там, в те времена, которые стали легендой». В отличие от Торина, по его спокойному виду не скажешь, что он помнит тот же лязг стали, грохот битвы, эту горькую победу. Однако глядя на грязное, залитое слезами лицо Балина во флешбеке – совсем другое, - понимаешь, что и пожар Смауга, и страшная битва у врат Мории не просто легенды о давно минувшем. Все те события уже давно подернулись пеплом и укрылись последующими годами изгнания, но из памяти ветеранов этого не стереть.
Вообще вся сцена, предваряющая морийский флешбэк – одна из тех, за которые перед ПиДжеем хочется снять шляпу. Кили и Фили, уже, видимо, успевшие побывать в нескольких боевых стычках и оттого чувствующие себя ужасно опытными, пугают хоббита орками, которые съедают заживо, и прочими ужастиками. Торин раздраженно одергивает их: «Этими вещами не шутят».
После рассказа Балина те сидят смущенные – нет у них той памяти, от которой снятся кошмары по ночам, которая выжигает душу дотла. И в качестве штрафа за плохое поведение отправляются в дежурство

Разумный и, вообще говоря, практичный хоббит предлагает рассказать о пропаже пони Торину. Но гномский молодняк, предчувствуя очередную взбучку от не склонного к нежностям дяди, решает «разобраться самим» *фейспалм*
- Если что, ухни два раза совой и один раз филином!
- Чем ухнуть?... *растерянная хоббитская мордашка*
Флешбэки и перспективы (продолжение)
Фили и Кили хорошо олицетворяют то поколение гномов, которые родились и выросли уже после изгнания из Эребора. И дело не в том, что они не помнят драматичных событий прошлого, а в том, что они явно воспитаны в «полупоходных» условиях. В ситуации «народ без государства, гномы без дома» (а именно такая ситуация преподносится в фильме), в постоянном ожидании опасности или войны взрослеют раньше, чем это принято в мирные и благополучные времена. В этом возрасте царственных племянников в Эреборе наверняка и близко бы к государственным делам не подпустили, а на собрании у Бильбо и в походе они – полноправные члены команды. Об этой особенности говорят прежде всего два факта – с одной стороны, они уже привыкли быть наравне с ветеранами (Кили приветствует Двалина как равного, а не как старшего товарища, да и на совете братья не молчат), с другой – они излишне самостоятельны. Ну такая вот разновидность юношеского максимализма, когда хочется сделать все самим, кажется, нет такой преграды, что не по зубам.
"Таков должен быть вождь"«Таков должен быть вождь». (с) Мария Семенова
Когда я писала первую часть рецензии, этот момент в теме флешбэков я несколько упустила, но теперь хочется немножко вернуться к битве при Азанулбизаре.
В словах Балина “the one I could follow. The one I could call the king” заложен гораздо более глубокий (и в то же время с печальным оттенком) смысл, чем кажется на первый взгляд.
Для начала разберемся с возрастом Торина на момент битвы при Азанулбизаре.
Торин родился в 2746 году Т. Э., битва произошла в 2799 – значит, на этот момент ему всего 53 года! По гномьим меркам – совсем юнец (Кили с Фили и то в районе 80 на момент похода). Так что Торин действительно выдающийся воин и вообще личность, не каждый (откровенно говоря, вообще один на миллион) в юности способен переломить ход сложнейшей битвы. И тут Джексон не соврал и не приукрасил, рисуя его нам как великого вождя, за которым идут люди, то есть гномы, которые преданы ему до глубины души. Просто подчеркнул то, что в книге следует читать между строк.
Недавно был спор о том, что первично во вселенной Толкиена – происхождение, королевская кровь – то есть то, что априори священно, или личные достоинства предводителя. Так вот, в данном случае Балин присягает не дому Дурина как таковому, а конкретно ему, Торину, вождю, за которым и в огонь, и в воду, и к дракону в пасть. Род Дурина священен для каждого гнома, но Балин и остальные преклоняют колена именно перед одним конкретным его представителем, совершившим подвиг. «Таким должен быть вождь». Во всем первый. И это правило прослеживается во всем: он первый прыгает вытаскивать Бильбо с кромки скалы, не поручая это кому-то другому, первый выходит перед королем гоблинов, и когда выходит на Азога с горящей сосны, то принимает вызов именно как бесстрашный предводитель, в спину которому смотрят остальные (подробнее о значении сцены поединка тут, не буду повторяться).
Нам в нашей постмодернистской реальности может показаться странным такое поведение. Вроде как «генерал не идет в бой сам, в бой идут солдаты», а генералу бы поберечь себя для «больших» дел. Но общество Толкиена – архаично, в нем личная доблесть ценится выше всех регалий, а люди/гномы/эльфы идут за личным примером, за тем, кто не задумываясь отдаст жизнь за своих людей. И они платят ему тем же: “loyalty, honor and willing hearts”.
А теперь о печальном смысле.
Негласное провозглашение (сорри за тавтологию) Торина королем после битвы при Азанулбизаре имеет и обратную сторону медали. Трор убит, Траин исчез, и это означает, что отныне вся тяжесть правления гномами лежит на Торине. Вот такое бремя свалилось на молодого воина, который, повторяюсь, в мирное время вряд ли принимал бы участие в решении любых серьезных вопросов.
К тому же, править в Эреборе, где жизнь налажена и всего в избытке, и править разрозненными и фактически бездомными гномами – это, как говорится, две большие разницы.
Поэтому неудивительна и эта скорбь в глазах Торина, и неумение улыбаться (единственная за весь фильм улыбка, когда он обнимает Бильбо, выглядит действительно «неумелой»), и огонь, который сжигает его изнутри больше, чем других. Он протащил все это через всю жизнь, начиная с юности. С одной стороны, задача победить дракона, объективно говоря, практически невыполнима, с другой – Торина тяготит необходимость таки дракона победить, это задача из разряда «должен, и все тут, иначе какой я король?».
“I soon understood that his heart was hot with brooding on his wrongs, and the loss of the treasure of his forefathers, and burdened too with the duty of revenge upon Smaug that he inherited. Dwarves take such duties very seriously”. (Unfinished Tales, “The Quest to Erebor”) с вашего позволения переводить не буду.
И у Торина не было мудрых наставников вроде Элронда и Гэндальфа, как у Арагорна, которые всю жизнь готовили бы его к его миссии (щас сама себе по пальцам настучу, ведь зарекалась же их сравнивать!). Поэтому на таком пути ошибки, увы, наверное, неизбежны.
«С соплями – вкуснее!»«С соплями – вкуснее!»
К троллям у Джексона вообще давняя любовь. Я читала, как создавался пещерный тролль из «Братства», которого, забитого по итогам, вся съемочная команда дружно пожалела. Как снимались хоббитские тролли, все, думаю, видели. Ну очаровательные же парни, не так ли?
Так же, как и на вечеринке в норке Бильбо, буква данного эпизода довольно утрирована, но дух тем не менее остался, и ему еще прибавили всяких узоров, которые однако ж общую картину не портят. Тролли – это такие средиземские гопники, которые общаются и ведут себя соответствующе (в оригинале в книге очень хорошо чувствуется). И интересы под стать – пожрать, желательно повкуснее, тролли – гурманы, и чтоб никто жить не мешал. Сопли же, паразиты и прочие джексоновские нововведения только служат для усиления этого эффекта, поэтому – с соплями действительно «вкуснее».
Надо отметить момент, которого я, признаться, на первом и втором просмотрах не увидела. Меня удивило, что Бильбо, так вяло отреагировавший на сообщение Фили и Кили о пропаже лошадок, вдруг едва ли не сам кидается им на выручку. С подачи братьев, разумеется, но не думаю, чтобы он прямо уж по-настоящему растерялся. Нет, поступок вполне осознанный, потому что со второго захода тролли утащили его лошадку Миртл, которую он кормил яблоками и гладил по гриве. Это многое говорит о характере хоббита – помимо хоббитской предприимчивости тут еще и готовность прийти на выручку тем, кто ему дорог, даже если это простое животное.
К вопросу о том, почему Торин бросил меч и позволил троллям всех повязать ради одного Бильбо, который еще ничем себя не проявил и гномам не друг, не брат. Следует начать с того, что в книге все выглядело еще чудесатей – гномы бросились спасать Бильбо, который приказ не то что не выполнил (как в фильме), а попросту нарушил (ему сказано было посмотреть, что за огонек, и вернуться назад). Но все-таки – где же логика? Все дело даже не в контракте, который Бильбо носит с собой в кармане. А то, что возможное жертвование одним из членов команды подрывает основы толкиновской вселенной. В ней есть вещи намного более сильные, чем печать и подпись на бумаге, это – верность, та самая loyalty, о которой Торин говорит Балину. Без нее не существует сплоченной вокруг предводителя команды, сила которой именно в ее преданности друг другу. Это – некий кодекс, который даже выше принесенной присяги, потому что идет из подсознания и святее любой логики. Оставь Торин Бильбо на растерзание троллям, все бы благополучно ушли, но у каждого появился бы повод задуматься – «а не поступят ли со мной так же в следующий раз?» Единства с такими мыслями быть уже не может.
И вот тут хоббитский ум, основанный в некотором роде на хоббитской практичности, впервые приходит на выручку отряду. Поход Торина и Ко рассчитан на скрытность (и малочисленность), поэтому на первый план рядом с боевыми навыками (без которых, естественно, тоже никуда – в Диких-то Землях!) выходят смекалка и гибкий и быстрый ум. Бильбо пудрит мозги троллям тем, что ему самому понятно – травками и приправами. Однако ирония в том, что тема готовки близка и самим троллям, любителям хорошо пожрать, поэтому те его заинтересованно слушают.
Залезая в дебри (можете не читать этот абзац) – все придумки в экстремальной ситуации берутся из подсознания. К примеру, загадки в темноте Бильбо и Горлума – сплошная игра подсознания (это уже не моя мысль, а Кори Олсена). Горлум, живущий в подземных пещерах, говорит о тьме, о холодном ветре, который кусает, о времени, которое все обращает в прах. Бильбо же говорит о солнце, ярких красках, домашних вещах вроде яичного желтка и кошки, которая просит рыбку у хозяина со стола. Поэтому хоббитский ум в ситуации с троллями оказывается применителен больше, нежели гномский. Им, заточенным на совсем другие ситуации, такое в голову навряд ли пришло бы.
А вообще, вспоминая Торина, отвесившего племяннику пинка, подумала, что сам он скорее согласился бы быть зажаренным, чем начал говорить что-то подобное речам Бильбо. А вот подыграть можно вполне)))
- Аа… да, у меня паразиты! Вот такие паразиты!
- Нет, у меня самые большие паразиты!
Мои любимые моменты в этой сцене – Бильбо, скачущий в мешке, и королевский пинок, конечно же.
Дела МайарскиеДела Майарские
Нарушу немного хронологию повествования, потому что следующая часть по идее должна быть о Бильбо. Но я хочу сейчас поговорить о магах.
В «Хоббите» у нас все маги, о которых нам что-то более или менее известно, так что это интересно (кстати, не верю я в забывчивость Гэндальфа насчет Синих магов))).
Мне нравится некоторое очеловечивание Гэндальфа у Джексона хотя бы потому, что … ну, это мы знаем, что он майар, посланец Западных Владык и т. д. А в глазах других он именно так и выглядит: мудрый, могущественный в обращении с огнем и сталью, но вполне себе свой …эмм… человек, и о духовной его сущности мало кто знает. Т. е. для гномов и для Бильбо его умения имеют относительно практическую значимость.
- Но с нами же маг! Гэндальф убил за свою жизнь сотни драконов!
*покашливание*
- Гэндальф, сколько драконов ты убил?
Гэндальф не создавал культ самого себя, подобно Саруману, однако не благодаря ли этой своей «простоте» ему удавалось лучше всех читать в сердцах людей/эльфов/гномов и прочих? Потому что вся мудрость в итоге оказалась именно во внимании к самым маленьким и незаметным мира сего.
Отсюда и вечные перебранки с Торином, и бильбовское о Сарумане «он могущественный маг или как вы?» Окружающие воспринимают Гэндальфа просто. Да и сам он не лишен обыкновенного человеческого юмора: устроил Бильбо сюрприз в виде гномов и с удовольствием понаблюдал за реакцией.
А вот Радагаст в фильме лицо новое. Я уже говорила, что кроется за внешней простотой Гэндальфа, но то же самое можно увидеть и в Радагасте. Пусть в меньшей степени, однако и он – майар, посланец Западных Владык.
Мне Бурый маг напомнил св. Франциска Ассизского – совершенным безразличием к своему внешнему виду, искренней любви к каждой былинке, открытым и непосредственным отношением к окружающему миру. На сторонний взгляд он «чудак» - живет в каком-то несусветном жилище, беспокоится только об одному ему ведомых вещах, а живым тварям позволяет жить в буквальном смысле слова на себе.
Кстати, о жилище Радагаста. По концепции создателей, этот домик был случайно построен на том месте, где вскоре проклюнулся дуб. Радагаст срубать его не стал, естественно, дуб со временем разросся, и получилось так, что дерево держало дом на себе, а маг его только слегка приспособил.
Однако когда этот «чудак» догадывается о сути творящегося с Зеленым лесом, мгновенно выступает его настоящая айнурская сущность, которая в Средиземье прикрыта невзрачным телесным обликом. Сила, сконцентрировавшаяся в изменившемся голове Радагаста, мгновенно прогоняет пауков, потомство Унголианты (ах, спасибо Джексону за еще один реверанс в сторону Сильма!) и отгоняет тьму, которая накрыла обитателей леса, в том числе ежика Себастьяна.
Так что, Радагаст, конечно, увлечен лесными делами, и его действия продиктованы скорее заботой о лесе, нежели беспокойством о судьбах Средиземья (как у Гэндальфа), тем не менее – он вовсе не безобидный старичок и посвящен в некие тайные знания, доступные только айнурам. Сила, обосновавшаяся в Дол Гулдуре – той же природы, что и его собственная, только со знаком минус. Поэтому он смело направляется в заброшенную крепость – это как бы из серии того, что может и должен сделать майар.
Лично я, увидев Радагаста на мосту, совершенно поверила в его скрытое могущество.
Тень, вышедшая из статуи – так, понимаю, это и есть ангмарец, Король-Колдун. В таком виде – белесая тень – его видит Фродо в ВК, одев Кольцо и попав в призрачный мир. Радагасту открыты оба мира, поэтому он видит ангмарца без всякого Кольца.
Еще один артефакт из ВК – ангмарский кинжал, который… ну, порадовал тут слово все-таки, наверное, неуместное. Остается загадкой, как кинжал попадет обратно к ангмарцу – видимо, Гэндальф-таки отправится во второй части в Дол Гулдур разгадывать эту загадку.
Противостоять Королю-Колдуну Радагаст вполне может, что и делает с успехом, отбиваясь одним посохом и добывая этот самый артефакт и вещественное доказательство (ну недоверчивый у нас Белый Совет, что поделаешь). А вот тьма, «способная вызывать мертвецов из курганов, куда не проникает свет», вызывает у него ужас. (Только скорее эта тьма их не возродила, а просто не дала им в свое время помереть, наделив кольцами.) Ужас Радагаста вполне объясним, потому что… ну так сложилось, что даже Гэндальф в книге пробирался в Дол Гулдур тайком и опасаясь. Значит, и Радагаста Саурон сильнее. Зло у Толкиена почти всегда физически сильнее, а добро сильно именно своей приверженностью к добру, которая заслуживает покровительство Высших Сил.
И последнее. Я на какой-то момент задалась вопросом, зачем Радагаста посадили на кроликов.
Один раз недалеко от леса мимо меня пробежал заяц. Точнее, серая молния, а я долго стояла с глупым видом из серии «а че это было?» В общем, кролики-зайцы, они маневренные очень, особенно в лесу, где кочки, корни, ветки, конем особо не проскачешь и бегом тоже не удобно.
To be continued
@темы: Питер Джексон, Толкин, рецензии, "Хоббит"
если смогу отвлечься от эмоций Торина. Потому что эпизод сним был единственным который меня очень сильно царапнул.Очень интересная, взвешенная рецензия.. с продолжением
Разрешишь дать перепост?
но из памяти ветеранов этого не стереть.
ВОт да, когда старшие гномы на малышню так отреагирвали тоже мелькнула мысль о ветеранах боев и новобранцах. Значит не только мне показалось
Одинокая Волчица (Юлия), эпизод на первый взгляд сомнительный, не спорю. Но я как-то сразу о этом подумала (о чем написала выше), еще в кинотеатре. Меня поразил этот контраст.
Очень интересная, взвешенная рецензия.. с продолжением
спасибо большое
Разрешишь дать перепост?
да, тащи конечно
ВОт да, когда старшие гномы на малышню так отреагирвали тоже мелькнула мысль о ветеранах боев и новобранцах.
Утащил в цитатник, моя прелесссть. Прочитаю, когда сам посмотрю
Утащил в цитатник, моя прелесссть
да-да, у Бэггинсов привычка тащить всякую прелессссть в свою норку
Дальше немного комментов. Эпизод с Трандуилом, мне кажется, единственный, который я воспринимаю больше негативно, чем позитивно. И как бы не укладывался этот эпизод в концепцию сверхрасы... Во-первых, меня не оставляет чувство неправильности (особенно вкупе с дальнейшими поступками Трандуила), во-вторых, мне все равно кажется, что основополагающим было не намерение показать отстраненность эльфов, высокомерие и все такое прочее, а намерение подвести прочный обоснуй под нелюбовь Торина к эльфам. Мда... ну, завтра еще раз посмотрю и подумаю
Отличная рецензия, в цитатник и перечитывать.
Морихэл, спасибо
Cara2003, спасибо
Во-первых, меня не оставляет чувство неправильности (особенно вкупе с дальнейшими поступками Трандуила)
мм.. а что не вяжется с дальнейшими поступками Трандуила? он вроде и так гномов не жаловал - в общем-то почти так же убег от голодных и жаждущих в лесу, пока они его окончательно не достали %)
Понимаешь, если предположить, что все так, как ты сказала, то возникает вопрос - зачем? Про взаимную нелюбовь эльфов и гномов было в ВК сказано достаточно четко, и там разъяснения не потребовалось. И зачем конкретно Торину сильно не любить эльфов? На сюжет это никак не влияет, как бы Торин не бухтел, Гэндальфа не переспоришь, он не мытьем так катаньем все равно всех в Ривенделл завел
И еще сразу вопрос - зачем тогда Трандуил так сделал, если не из каких-то эльфийских соображений? Обоснуй для Торина, хорошо, но тогда и обоснуй для Трандуила должен быть? Не для того же, чтобы Торин его невзлюбил
Сдвинутый Эльф, конечно, можно, мой дорогой собрат-любитель Трандуила
ещё раз спасибо
я тоже сначала не поняла, почему Трандуил так поступил. Теперь более-менее понятно.
ну, там в прологе сказано, что он не мог рисковать своим народом (резонно, в общем) - это как раз то, чего я в первом просмотре даже не услышала.
Тащи, конечно же
Всё настолько совпадает с моим видением, что мурашки по коже!
Спасибо, спасибо!
В цитатник ^__^
Всё настолько совпадает с моим видением, что мурашки по коже!
рада, что есть люди, которые почувствовали то же самое, что и я
Мне почему-то сразу это в голову пришло - не знаю, я была ошарашены первыми минутами фильма, вихрь, дракон, разрушения... а вот увидела лицо Трандуила и сразу подумала о Дориате.
у него своя правда
Ну не мог ПиДжей безо всяких оснований запустить такой спорный момент, не в его это правилах. А значит, надо думать, где тут истина
По поводу "забывчивости" Гэндальфа - у ПиДжея нет юридических прав называть имена двух синих магов, поэтому Гэндальф "забыл", все логично)
Мне нравится продолжение, буду ждать еще и еще :3
namnambulu, какое сообщение? о_О мож, я что-то не так проставила?
По поводу "забывчивости" Гэндальфа - у ПиДжея нет юридических прав называть имена двух синих магов, поэтому Гэндальф "забыл", все логично)
ну тогда можно было и не упоминать их вовсе... а то ну неправдоподобно звучит (и чего я к этом магам привязалась). У меня создалось впечатление, что Гэндальф просто не хочет их называть))
Мне нравится продолжение, буду ждать еще и еще :3
ну тогда можно было и не упоминать их вовсе
ПиДжей хотел, наверное, чтоб люди решили узнать об этих магах сами, потому и упомянул, молодец) Но звучит странно, конечно
ПиДжей хотел, наверное, чтоб люди решили узнать об этих магах сами, потому и упомянул, молодец)
ну, он любит такие реверансы делать в сторону того, что вне основных книг. Про Унголианту ту же. И да, спасибо ему за это