Не хотела я это писать, чесслово, но поскольку у народа мелькают те же мысли и вопросы, наверное, стоит все-таки написать.
ОБЗОРАМ БОЛЬШАЯ ПРОСЬБА
НЕ НЕСТИ ЭТО В ОБЗОРЫ
Мне обычно ничего не жалко, но данная запись - чисто для домашнего пользования. Я вообще хотела это закрыть, но закрытые записи мне давят на психику.
Итак, что же мне все-таки резануло по ушам в разговоре Трандуила с Тауриель? Я сейчас, честно говоря, наступаю на хвост собственной песне, несмотря на все недостатки второго фильма, мне по-прежнему сложно писать что-то критическое о Лихолесье и его короле. Да, понятно, что есть твое собственное видение, а есть видение Джексона (у которого вообще-то страсть к сгущению красок). Видимо, на сей раз вышло некоторое расхождение. Да, у Джексона и до этого был Элронд, который с упорством маньяка отговаривал Арвен от любви к Арагорну и по этому поводу регулярно накидывался на будущего короля. Был и Теоден, который все прикидывал, обязан он Гондору чем-то или не обязан. Но и Теодена, и Элронда было много, и общий образ вышел все равно хорошим и вписался в мое представление, поэтому я как-то приняла это все, да и весь фильм был хорош. С "Хоббитом" ситуация вышла иная. Во-первых, первый фильм слишком многообещал - Трандуил появился на экране, и это был
мой Трандуил, и даже лучше... сильнее, мудрее, величественнее... древнее. Это был уже не только король Лесных эльфов - загадочный, но человечный (насколько этот эпитет подходит к эльфу вообще), вспыльчивый, но мудрый, властный и утонченный. Это был Белерианд в его глазах, давно сгинувший, со всеми его потерями, радостями и красотой, кипучей эльфийской весной. А во-вторых, во втором фильме его было бессовестно мало, и из трех сцен картинка складывается какая-то... душераздирающая.
про Трандуила, семейные отношения у эльфов, общую тенденцию в фильме, в общем, много про чтоSo...
- You will not allow your son to pledge himself with a lower Silvan Elf?
Тауриель по-хорошему надо в угол поставить за такие слова. И того, кто эту линию ей писал заодно.
Тут дело даже не эльфийском шовинизме (а эльфы шовинисты еще те, из песни слов не выкинешь). А в том, что основную часть населения королевства Трандуила составляли именно Лесные эльфы. И он как король, который своих эльфов любил и правил мудро, по определению не мог испытывать презрение к своим подданным. Я сейчас не буду углубляться в "Неоконченные сказания", но в них четко вырисовывается картина, что благородные дориатские Синдар слились с Лесными эльфами, попутно обогащая культуру друг друга, причем взаимно. У Толкина были прекрасные познания в истории (как у любого приличного филолога, собсно) и очень хорошее чувство истории. Тем Средиземье и реально, что в нем чувствуется реальное течение истории, ее rises and falls, которые нельзя оценивать со знаком минус или плюс. Орофер (а затем и Трандуил) правили Лесными эльфами, не вздыхая о прошедших временах, а создавая новое государство. Точно так же, как и Галадриель с Келеборном в Лориене, дочь Финарфина со светом Амана в глазах и царственный родич Тингола. Думаю, понятно, что ни о каком культурном сепаратизме тут и речи быть не может. А цитата в фильме больше напоминает патрициев и плебеев
ну или норманнов и англосаксов времен Вильгельма Завоевателя. Однако ж лично мне государственный строй эльфийских государств больше напоминает не о полуразложившейся Римской империи времен упадка, а о древних кельтах, к примеру.
Если бы вопрос был поставлен о принадлежности к королевскому роду, звучало бы не так дико. В истории Белерианда (да и последующих эпох) все же есть такая тенденция, что представители королевских родов женились на представителях королевских родов. Тем не менее, никто никого не принуждал, оно само как-то так получалось. Во главу угла в конечном итоге ставилась любовь, даже если родители не особо одобряли выбор своих детей. Толкин всегда подчеркивает эту свободу выбора у эльфов и естественное отношение к делам сердечным. И это, в общем, логично, коль скоро эльфы любят единожды в жизни и почти никогда не ошибаются. Даже Тингол, которому Лютиен привела бродягу из леса Берена, был против по той простой причине, что не мог поверить, будто она его действительно любит, а не опутана какими-то злыми чарами - как нам объясняет Толкин. Так что Трандуил просто призвал бы к себе сына и спросил: "Леголас, сыночек, а ты точно ее любишь? А то вон у Элронда Арвен в Ривенделле растет, хорошая девочка". (Тингол, помнится, сначала все же поговорил с Лютиен.) А не обсуждал бы это дело с Тауриелью.
Что шокирует вдвойне - это то, что Тауриель, на минутку, воспитанница Трандуила. Которая не пятый стражник в седьмом ряду и даже не приближенный военачальник. А эльф, по сути, очень близкий. Хорошенькая картинка вырисовывается - если воспитанница так думает про него, что он свысока смотрит на Лесных эльфов, и даже мысли не допускает, что ей позволят любить Леголаса, то что же должны думать обычные эльфы? Для приемного отца и воспитанницы у них вообще какие-то чрезвычайно странные отношения - она его явно боится и тихо осуждает, он не скрывает своего пренебрежения. Ну кто, кто все это продумывал?
Эльфы в своих детях души не чаяли, не думаю, что с приемными была какая-то иная картина.
Да и вообще, дело не в женском персонаже которого-не-было-в-книге. Я бы с радостью ей посимпатизировала, будь она подана нормально. У Толкина, между прочим, есть молодая Галадриель, которая так же хотела уйти из границ Валинора, увидеть новые земли, испытать себя в неизведанном. И которая при своих амбициях не теряла мудрости и женственности. Почему б Тауриель не сделать похожей, пламенной, но возвышенной, а не просто солдафонкой.
Я лично вижу для себя эту сцену так: Тауриель докладывает о пауках, Трандуил замечает, что ее что-то беспокоит, и предлагает рассказать о своих сомнениях, она (поскольку его уважает и доверяет его опыту) спрашивает "а чего мы все в лесу да в лесу воюем, давайте соберемся все в кулак и двинем всем врагам по морде одним ударом", Трандуил (как отец, а не как лектор на кафедре) доходчиво объясняет, что не все решается силой оружия, а бросаться на амбразуру не всегда благо. И все, просто переставить пару акцентов. Зритель растекся по креслу от счастья и забыл, что никакой Тауриели в книге в помине не было, громко аплодирует гению ПиДжея и кидается попкорном с криками "еще! покажите мне еще!"
Поэтому я и написала в своей нерецензии - из фильма ПиДжея исчезла какая-то теплота, чувство дружеского плеча, что-то такое, что грело. Можно было делать Трандуила сколь угодно резким в отношении гномов (они заслужили) и неприветливым к чужакам (места такие), но семейные отношения, пожалуйста, не искажайте донельзя. Всему должна быть мера. Нужно проводить границу между суровостью в делах государственных, когда можно и гномов засадить в темницы, и гнуть свою линию в общении с другими правителями (Тингол, помнится, в этом отношении тоже был довольно резок), и жесткостью в общении с сыном или воспитанницей. А не валить все в одну кучу. А то ПиДжей Толкина не читал и не знает, что у эльфов, связанных родством, была особая эмпатия в отношении чувств, движений душ друг друга (учитывая, что эльфы вообще эмпаты по природе), им и по осанвэ было проще общаться (т. е. обмениваться мыслями, проще говоря - для тех, кто не знает, что есть осанвэ). И кого пытаемся обмануть?
Я понимаю, что для движения сюжета нужен конфликт, но это тоже нужно делать с умом. Зритель пищит от восторга, глядя на отношения дяди Торина с племянниками, на Дори, который пестует Нори и особенно непутевого Оричку, арты с Трандуилом и маленьким Леголасиком плодятся как грибы... это знаете о чем говорит? О том, что зритель соскучился и ждет теплоты человеческих (эльфийских, гномских) отношений на экране, настоящих, подлинных проявлений любви. А вовсе не крайней (или даже бескрайней, вспоминая Торина в тачке) крутизны героев. Крутизна хороша только тогда, когда на месте главное.
Я думаю, может и Бард заслужил столько зрительских симпатий в этот раз (в том числе и моих) не потому, что невмерно крут, а потому что у него дети бросаются ему на шею, когда он приходит домой, с сыном у него настоящее взаимодействие - без особой мимимишности (мальчик все-таки), зато с абсолютным доверием и пониманием с полуслова. Вот че б эльфов так не показать, а?
Ну и вишенка на торте, от которой мои уши завязались в узел прямо в кинотеатре. "У нашего короля вздорный характер! Но он понимает толк в вине!" Ребяты, вы короля часом с Гэлионом не попутали? Роялистская тема вообще-то очень важна у Толкина, я уже неоднократно писала, что королевский титул в Средиземье определяется не столько формальной принадлежностью к королевскому роду, сколько личной доблестью, мудростью, умением править. Тем более у синдар, пришедших править не своим, в общем-то, народом. Я не буду расписывать, почему Трандуил был хорошим правителем, на которого эльфы наверняка просто молились в те неспокойные времена. Лишь скажу, что любой из них скорее откусил бы себе язык, чем сказал бы что-нибудь подобное. Это не только Трандуила касается - представьте себе Галадриель, Гил-Гэлада, Финрода, Тингола (нет, Тингола лучше не представлять, обморок гарантирован) в подобной ситуации. Представили? Ну вот и я представить не могу. Маленькая, непродуманная реплика с огромным однако ж подтекстом, которая толкиниста (и вообще просто понимающего человека) приводит в ужас/праведный гнев/кого во что, короче.
Ладно, я болтун известный, но пора и завязывать. А то я со своими эмоциями что-то растеклась мыслью по лихолесскому древу. Надеюсь, теперь вы поняли всю глубину моего смятения.
Вот и я шокирована именно этой неэльфийскостью эльфов по Джексону.
И нелогичностью вообще всей ситуацией с Тауриэль.
Тауриэль - начальник (!) стражи. Невозможно, чтобы такой пост Король доверил ей, не будучи в эти сложные времена уверен, что она хороший начальник и соответствует доверенному ей делу организации охраны своей страны. Она начальник (!!!) стражи, а не просто страж.
В фильме же ничто не свидетельствует о том, что она выполняет свои обязанности начальника (!!!) стражи - да, она прекрасно бегает, дерётся, общается с пленным Кили, потом убегает его спасать, забивая на все свои обязанности по отношению к семье, королевству и подчинённым ей стражникам. Ни чувства долга, ни мудрости (хотя бы желания подумать головой), ни стратегичности в фильме ей не свойственно.
Мне было бы интересно узнать, какую логику видел Джексон в том, что Трандуил - мудрый, искушённый воин и правитель, прошедший многие опасности, - назначил начальником стражи именно её.
Т. е. хорошо Трандуил к ней относился, раз Леголас так уверен, что он простит (а ведь она да, бросила свои прямые обязанности).
Я надеюсь, что ситуацию с Тау и Трандуилом все-таки можно будет прояснить.
А вот эльфы, так говорящие о своем короле - это я не знаю, как можно объяснить, кроме как странным чувством юмора (или чем там) сценариста, писавшего этот кусок =( Фигня вышла.
Подобные мысли крутились у меня в голове с момента просмотра.
Я даже подумала, что слишком строга к Трандуилу в фильме, потому что это дорогой моему сердцу персонаж, но нет. У меня прямо руки опустились.
К актёру претензий никаких совершенно.
Но к содержанию. И к тому, какой образ Трандуила теперь формируется у подавляющего большинства зрителей.
Очень неприятно всё это.
А я не хотела не любить его, как получилось у меня с ПиДжеевским Леголасом.
Уж не знаю, реабилитирует ли всё это третий фильм.
- Леголас привязался к тебе.
- Ты так говоришь, как будто я ничто.
- Ты и есть ничто.
*у Тауриэль и зрительного зала падает челюсть*
Но даже при всем этом, даже если у Трандуила реально виды на Арвен, он велел вернуть воспитанницу и отправил за ней именно Леголаса, потому что его она послушает. Но без сцены, где Леголас доложил о её побеге, все выглядит будто принц сам за ней рванул, и не представляет, что папа к "простой лесной эльфийке" вряд ли будет питать снисхождение. Хотя именно он и велел её найти.
Шутка эльфов про вздорный характер тоже царапнула, учитывая, что Орофера вообще выбрали королем, а Трандуил занял его место после битвы Последнего Союза. Я могу это только объяснить, что лесные эльфы это уже не оттенок первой эпохи, как Трандуил Леголас, а более близкие к фейри, которые не так благоразумны, более порывисты и безответственны. И в темницах периодически сидят такие вот раззвездяи как на гауптвахте.
Мне, если честно, эта сцена увиделась несколько в другом ключе. Говорит Тауриэль о Леголасе, а подразумевает Трандуила. *Челюсть у меня не то что упала после этого диалога... Она долго на место не возвращалась.*
Потому что много не логичного и вообще, как-то не вписывающегося в мир Толкиена, в мир эльфов. Единственное, можно просто додумать какие-то моменты. Ну для себя. Вот вроде есть сцена, в кино она так, ну а мысленно ее расширить. И тогда все будет по другому.
Хотя вот с фразой эльфов о том, что король их ведите ли вздорный... не, это вообще перебор.
Ангулема, имхо, все равно не слишком убедительно. Ну покинула она свой пост, в принципе это не причина изгонять ее из королевства.
О, я тут вспомнила на тему приемных детей - Тингол и Турин, который был приемным сыном Тингола. Когда Турин убил Саэроса, Тингол, конечно, был суров, но видно было, насколько ему тяжело принять какое-либо решение и вообще его отношение к Турину, которое он все время подчеркивает ("он мой сын"). Агрх! Вот ведь у Толкина все есть! Почему б было не взять за основу уже готовую модель из Сильма и не подставить нужные имена?
А вот эльфы, так говорящие о своем короле - это я не знаю, как можно объяснить, кроме как странным чувством юмора (или чем там) сценариста, писавшего этот кусок =( Фигня вышла.
ну да. такое и остается впечатление. хотели пошутить, а вышла фигня.
Черепашка с рожками, да кто их знает
модель современного миропонимания по американскому образцу
Alassien, ну вот что-то такое, да. Тоже местами мелькала такая мысль о современном американском (читай - массовом) понимании конфликта. Но зачем на эльфах-то экспериментировать? Вон Торин с племянниками какой славный в первом фильме получился. Хотя что тут, это ж первый фильм - во втором и гномья семья не блистает.
то не и не пытались бы обозначать влюбленность там, где ее не должно быть. Если Тауриэль Трандуилу приемная дочь, то Леголас ей брат, но никак не возлюбленный, вне зависимости от происхождения обоих. То есть и речь Трандуила к ней выглядит гнусным и необоснованным подозрением, которое куда хуже, чем просто высокомерие.
ну справедливости ради - бывают такие случаи, когда брат влюбляется в названную сестру (или наоборот). Она ему не кровная, поэтому ничего ужасного в этом нет. Поэтому лично я в этом вижу просто пренебрежение, не более, не надо сгущать краски. Арагорн тоже Элронду приемный сын, что не помешало ему жениться на Арвен.
А насчет подозрений - тут все очень просто. Если они оба Трандуилу дети, то он в их душах читает на раз-два, и это подозрение - больше уверенность, обоснованная. Элронд тоже сразу заметил влюбленность Арагорна.
Подобные мысли крутились у меня в голове с момента просмотра.
Я даже подумала, что слишком строга к Трандуилу в фильме, потому что это дорогой моему сердцу персонаж, но нет. У меня прямо руки опустились.
К актёру претензий никаких совершенно.
Но к содержанию. И к тому, какой образ Трандуила теперь формируется у подавляющего большинства зрителей.
Очень неприятно всё это.
А я не хотела не любить его, как получилось у меня с ПиДжеевским Леголасом.
Tinwen, а я подпишусь под твоим комментом
Я его все равно люблю, со всеми этими шрамами, Тауриелями и прочим ужасом. Но теперь в моей голове какая-то путаница - есть Трандуил в первом фильме, которому я безусловно поверила... тут дело даже не в вере-неверии, это было какое-то озарение. А есть Трандуил, которого ПиДжей или кто там бессовестно оболгал.
kxena, всегда пожалуйста)
Но даже при всем этом, даже если у Трандуила реально виды на Арвен, он велел вернуть воспитанницу и отправил за ней именно Леголаса, потому что его она послушает. Но без сцены, где Леголас доложил о её побеге, все выглядит будто принц сам за ней рванул, и не представляет, что папа к "простой лесной эльфийке" вряд ли будет питать снисхождение. Хотя именно он и велел её найти.
Ну насчет Арвен я больше пошутила, хотя кто их знает, королей)) детишкам-то уже по две тысячи лет, а они все неженатые/незамужние))
Да, все так, но тогда тут и Леголас странно выглядит, откровенно говоря. Надо было
хватать Тауриель в охапку и тащить во дворецнайти слова, чтобы убедить вернуться, что вдвоем вдали от дома бросаться на хорошо вооруженную армию орков - глупо, что надо бы с папой поговорить, может, выделит отряд-другой. Но нетчто лесные эльфы это уже не оттенок первой эпохи, как Трандуил Леголас, а более близкие к фейри, которые не так благоразумны, более порывисты и безответственны.
Так и фейри у Толкина - отнюдь не безответственные существа. Я всегда сравниваю лесных эльфов Трандуила с эльфийским королевством, в которое попадает Альф в "Кузнеце из Большого Вуттона". Там видно, насколько с почтением относятся эльфы к своей королеве.
К тому же, Орофер не пошел под знамена к Гил-Гэладу именно под давлением своего народа. (Ну он и сам нолдор не жаловал, конечно, но все же.) Если бы они были так беспечны, то и пошли бы туда, куда им сказали, или вообще дезертировали где-нибудь в районе полей Гладден.
Cara2003,
- Леголас хвалил тебя сегодня.
- Ваше величество, у вас такие красивые волосы.
- Даже не думай.
Celebrian,
Единственное, можно просто додумать какие-то моменты. Ну для себя. Вот вроде есть сцена, в кино она так, ну а мысленно ее расширить. И тогда все будет по другому.
да, например. Ну вот как я скажем расписала для себя сцену их разговора, как я ее вижу для себя. Т. е. как она должна быть в моем понимании.
А это все обман, клевета, ложжжь! (с) ГорлумА ты твори свои фанфильмы, и тогда у нас вообще с придумыванием проблем не будет
Хотя вот с фразой эльфов о том, что король их ведите ли вздорный... не, это вообще перебор.
ну это как Ангулема написала - хотели пошутить, а получилась фигня.
Пи-Джей так пытался "приблизить эльфов к зрителям, к людям". И да, он свалял большого дурака.((
Кимури, а что, вполне убедительное предположение. Только нафига, как говорится? Фишка ведь в том и есть, что эльфы - не люди.
Добро б у Толкина не хватало конфликтов, событий, движущих сюжет - так их же масса! Зачем с лупой ползать по полу и искать то, чего здесь не может быть по определению?
Беда не в том, что он их пытался "к людям приблизить" - беда в том, что он их приблизил к отнюдь не лучшим образцам людей. При этом начав очевидно противоречить матчасти.
Во, ППКС! Если брать толкиновских людей (лучших представителей, конечно), то они и эльфам ничуть не уступали. Тот же Туор, Берен, Элендил. ПиДжей решил, что нам неинтересно будет смотреть на героев? Но тогда причем здесь вообще Толкин, у которого сплошь и рядом личности выдающиеся, на которых хочется равняться?
А матчасть такая матчасть... такая тонкая материя, ее чуть измени, смести акцент, и получится ерунда. Я специально сопоставила - в книге Гэлион и начальник стражи тоже примериваются к королевскому вину, ссылаясь на короля. Только они там его не оскорблюят, а заботятся о том, что подадут ему на стол (ну или прикрываются этой заботой, но оттенок совсем иной).
Garderica, ну насчет "многих" моментов это перебор - его там всего в трех сценах.
Вот, очень хорошо расписала... А визуальный ряд подтянется, потому как в принципе мы видели, как это выглядит.
А ты твори свои фанфильмы, и тогда у нас вообще с придумыванием проблем не будет
Да. Что-нибудь сотворим.
ну это как Ангулема написала - хотели пошутить, а получилась фигня.
Шутки про короля эльфов не смешные...
поэтому ничего ужасного в этом нет.Арагорн тоже Элронду приемный сын, что не помешало ему
Пнимаешь, это от обычаев зависит. Если наша современность - что американская, что российская - то ужас-ужас. Если более древние культуры - бывало, что и нормально.
Но второй фильм вообще какой-то дурацкий получился во всём. По орочьей мерке, что ли. Одни они там в количестве, геройствуют и даже побеждают.
Garderica, понимаешь, твои слова как раз и говорят о том, какой образ теперь у людей складывается в головах. Это то, о чем говорила Tinwen. И это очень печально.
А визуальный ряд подтянется, потому как в принципе мы видели, как это выглядит.
Celebrian, вот-вот)) будем смотреть на визаулку, и подставлять свои слова)
Что-нибудь сотворим.
Урря!
Шутки про короля эльфов не смешные...
абасолютно!
Dana Eilian, то-то и оно. Я не знаю, вела ли ты такие же баталии после первого фильма, какие вела я (ну там про мотивацию Трандуила, почему он от Горы ушел, вообще про его мотивацию в книге), но там было, о чем спорить. Я с радостью разъясняла людям все вопросы, потому что не сомневалась в полной разумности его действия, в его глубинной мудрости. Теперь же спорить просто не о чем.
Бильбо конечно тоже не блистает (а должен), но все же его образ не исказили до неузнаваемости.
Посмотрела, отгоревала и решила просто не верить Джексону. А верить Трандуилу.
вот это верное решение!
Alassien, учитывая, что эльфийская культура - модель именно "древняя", архаичная, то выходит норм.
Но второй фильм вообще какой-то дурацкий получился во всём. По орочьей мерке, что ли. Одни они там в количестве, геройствуют и даже побеждают.
угу. вот почти один непрекращающийся фейспалм и разочарование. обида. обман.
я поступила аналогично применительно к своей проблеме...
ну может оно тогда и встанет у тебя все на свои места.
я изначально видела неискажённого сэра Эдварда, и меня шокировало, что многие его не любят - а не любят как раз по причине таких вот искажений!