Я возвращаюсь в дневник с давно лелеянными рассуждениями) Давно я обещала вам попробовать разобрать реальные факты, почему Трандуила можно считать родичем Тингола. Вопрос на самом деле непростой, я долго ходила вокруг него кругами, поскольку правоверный толкинист во мне не позволял тянуть факты за уши из берлоги (а хотелось). И вот что, таким образом, из этого получилось *цепляет на нос очки и роется в куче древних свитков*.
Я в свое время уцепилась за вот эту фразу Келеборна в ВК, Братство Кольца, глава "Лотлориен":
- Welcome, son of Thranduil! Too seldom do my kindred journey hither from the North.
(Добро пожаловать, сын Трандуила! Слишком редко мои родичи путешествуют в эти края с Севера.)
Проблема в том, что в английском языке корнем kin означается одновременно и кровное родство, и принадлежность к одному народу. Т. е. если бы Келеборн употребил современное relative, то вопроса бы не стояло. Но поскольку язык Средиземья архаичен, то это слово у Толкина не употребляется вообще, и приходится рассуждать.
читать дальшеКелеборну прекрасно известно, что бОльшую часть населения Лихолесья составляют все же лесные (Сильван) эльфы. И вряд ли за без малого две эпохи это разделение на синдар и сильван сохранилось в эльфийском государстве. Гораздо вероятнее предположить, что, как и в эльфийских королевствах Первой Эпохи, два эльфийских племени, живущих вместе, давно перемешались между собой.
Учитывая этот факт, Келеборн, чистокровный синда, дориатец и родич (кровный) Тингола, вряд ли будет называть родичами (одного с ним народа) всех лихолесцев подряд. Поэтому я тут прихожу к выводу, что владыка Лориена называет родственником именно Леголаса и пеняет именно царственному кузену Трандуилу (или кем король Лихолесья может ему приходиться) на то, что тот нечасто наведывается в гости.
Более того - несколькими страницами ранее, во время спора о завязывании глаз, Леголас возмущается и произносит:
- I am an Elf and a kinsman here.
(Я здесь эльф и родич.)
Если бы речь шла только о принадлежности к племени, то одного Elf было бы достаточно. Однако Леголас подчеркивает, что он не только эльф, но еще и свой здесь.
Собственно, это то, что у нас есть в тексте. Попробуем применить другую логику.
На Хеннет-Аннун в свое время высказывали очень весомую мысль о том, что в Средиземье никто не может стать королем просто так, без особого на то права и привилегии. Королевская власть - сакральна, и все без исключения королевства в толкиновском мире управляются исключительно представителями царских родов. А эти роды, как правило, берут начало от вождей, возглавлявших племя. (Это справедливо не только для эльфийских королевств, но и для людских, и для гномьих. В Эсгароте, к примеру, ни Магистр, ни кто-либо другой не называет себя королем, это право есть только у Барда, потомка Гириона.) Так что не думаю, что Эрин Гален в этом плане стал исключением. К тому же, нандор - народ гордый (вопреки распространенному мнению, Орофер не встал под знамена Гил-Гэлада в основном под давлением своего народа, а не потому, что был никудышный стратег) и обособленный. В Оссирианде лайквенди признавали своим королем Тингола, хотя и не жили в Дориате. Точно так же, не думаю, что рованионские нандор признали бы своим королем любого синду, который захотел бы ими править. Тут нужно было предъявить что-то большее, нежели более высокий культурный уровень синдарского народа в целом.
Более того, и женятся члены королевских домов эльдар только между собой, по крайней мере в Эндорэ. Это еще раз наводит на мысль об особом значении королевской крови - при этом не умаляя значимость личных достоинств короля, а скорее их подчеркивая. Это вполне соответствует нравам архаики: "он из хорошего рода", типичное высказывание для того времени, считалось, что принадлежность к "хорошему роду", кровное родство уже в некотором смысле обеспечивает благородство, доблесть и прочие достоинства человека. Впрочем, далеко ходить не надо, Толкин сам неоднократно говорит о доблести того-то, ведь "он принадлежал к высокому роду Финвэ" (к примеру).
Правда, у нас есть еще таинственная фигура Амдир (и его сын Амрот), правитель Лориена. Который тоже носит титул короля, тоже имеет синдарское происхождение, но в целом его родословная не совсем ясна. Но тут я бы не стала заморачиваться, уж слишком противоречивы сведения о нем. То Толкин представляет Амрота просто синдой (выходцем из Дориата? вот не помню этот момент), то сыном Келеборна и Галадриели, то заменяет Амдира Малгаладом из Лориена... в любом случае, в обширной родословной Элу Тингола вполне нашлось бы место и для него.
Можно поразмыслить еще и над неявной, не бросающейся в глаза параллелью между Дориатом и Эрин Гален. Даже не столько параллелью, сколько впечатлением, что Эрин Гален - это попытка воссоздать древний Дориат в умалившемся Эндорэ. (Собственно, это довольно типично для эльфов с их нержавеющей памятью - Тургон пытался воссоздать у себя Тирион, Галадриель - память о ПЭ в целом.) Орофер, придя в бескрайние леса Рованиона, явно имел нехилые амбиции и наверняка держал в уме память об обширных дориатских лесах. Только вот властью такой, какая была у Тингола, он не обладал. Однако я не думаю, что простой рядовой синда мог позволить себе такие амбиции, все-таки от Эльвэ трепетал весь Белерианд, и он действительно был великим среди эльдар.
Ну и, конечно, не стоит забывать о параллели между Тинголом (а скорее Тинвелинтом из Лостов) и Трандуилом. Об этом очень хорошо написано у Рэтлиффа. Преемственность образа родства, конечно, не доказывает, но по крайней мере приближает возможность этого родства.
У меня есть еще один маленький аргумент, но это уже так, баловство в некотором роде) Синдар, как известно, были темноволосыми, и только Эльвэ и его родичи (Келеборн) разительно отличались в этом отношении. Так что золотые волосы Трандуила вполне могут указывать на его происхождение. Золотой - не серебряный, конечно, но в целом все-таки ближе по цвету, чем темноволосые синдар.
Во всяком случае теория, что Трандуил родня Келеборну и Тинголу так же имеет право на существование. Вполне возможно, что они родня по браку - например, у Келеборна и Галатиля могла быть сестрица, которая вышла замуж за Орофера, тогда Трандуил приходился бы племянником Келеборну. Точно так же у Кирдана могла быть сестра, которая вышла замуж или за Эльмо или за Ольвэ (за Ольвэ, например, вполне логично).
ЗЫ: Можно репост?
Вполне поддерживаю мысль о том, что абы кого эльфы не приняли бы королем. И, видимо, когда в свое время Орофер стал королем, он имел на это полное право. Ну и далее Трандуил, соответственно.
Ну и, конечно, не стоит забывать о параллели между Тинголом (а скорее Тинвелинтом из Лостов) и Трандуилом. Об этом очень хорошо написано у Рэтлиффа.
Рэтлиффа не читала, но параллель действительно присутствует...
Даже не столько параллелью, сколько впечатлением, что Эрин Гален - это попытка воссоздать древний Дориат в умалившемся Эндорэ.
И это вот точно подмечено...
Вообще, могу сказать, что совершенно восхитительный пост. Единственное, что меня порадовало сегодня.
Можно репост?
можно, конечно) только желательно с этого дневника.
Kaisla, если заманчивая, это хорошо) хотелось бы, чтобы и со стороны выглядело верибельно.
не за что))
Celebrian, главное - задаться таким вопросом, а дальше уже слово за слово, теория за теорию...
Ну вот раз есть такое впечатление, то оно явно неспроста. Когда внимательно вчитываешься в толкиновский текст (именно толкиновский, потому что он предельно насущен деталями и отсылками), в какой-то момент начинаешь видеть ранее скрытые намеки и детали.
Вполне поддерживаю мысль о том, что абы кого эльфы не приняли бы королем.
Рэтлиффа не читала, но параллель действительно присутствует...
Я попробую немножко перевести из него со своими комментариями. Это интересно по любому)
И это вот точно подмечено
вот честно, я несказанно рада, что вижу это не только я
Спасибо, солнц
Черепашка с рожками, давай, вникай
Ага, я потому тут и спрашиваю
Ну, это верно. Но лично у меня сейчас уж и не получится сформулировать.
будь он хоть десять раз мудрый и отважный. Тут надо иметь что-то большее, дарованное самим рождением.
Ага... да и не знаю, что такое можно было бы сделать обычному эльфу, чтобы стать королем.
Кстати, сама родословная по себе отнюдь не гарантирует достоинства и благородства, но если уж ты принц, то принц.
Это уж точно. Читаю сейчас Неоконченные сказания, там полно тому примеров.
Я попробую немножко перевести из него со своими комментариями. Это интересно по любому)
Спасибо большое, это будет здорово.
вот честно, я несказанно рада, что вижу это не только я
Ага... это точно. А то вот у меня есть теория про одну книжку толкиеновскую, но как-то эту теорию не поддерживают. В прочем, сейчас почитаю ее в очередной раз, может, пойму, что не права.
Спасибо, солнц и хорошо, что это тебя радует)
kxena,
да и не знаю, что такое можно было бы сделать обычному эльфу, чтобы стать королем.
Celebrian, а вот это интересный вопрос. С другой стороны, мне кажется, никто особо не претендовал. Даже Кирдан никогда не носил титула короля, хотя правил отдельным самостоятельным народом, фалатрим.
Читаю сейчас Неоконченные сказания, там полно тому примеров.
о, а ты кого именно сейчас имеешь в виду? интересно!
А то вот у меня есть теория про одну книжку толкиеновскую, но как-то эту теорию не поддерживают.
а что за книга? что за теория?
Спасибо большое, это будет здорово.
ну покамест не за что)
о, я тоже хотела просить. Хотя совсем не в теме.
Ну тот же Кирдан отличался особой мудростью, потому так долго прожил. А так, у эльфов тоже были амбиции.
о, а ты кого именно сейчас имеешь в виду? интересно!
Ну, например, после Неоконченных сказаний я поняла, что мне не нравится Турин. Может я не права, но такое вытворял...
Или вот, в той же истории Турина его инцидент с Саэросом, который вообще был советником Тингола, а вел себя... мягко говоря...
а что за книга? что за теория?
Я имею ввиду сказку "Кузнец из Большого Вуттона". Когда в первый раз прочитала, то мне показалось, что там присутствуют Владыки Лориенские...
Вообще, мне кажется, что эти его сказки - это все та же история Средиземья, но это уже времена без эльфов, гномов и хоббитов... это уже все стало легендой. Так, некоторые отзвуки...Легенда превратилась в миф, а миф стал сказкой... И другие его сказочные истории в той же связке... Вот к примеру Кузнец посчастливилось оказаться в том мифическом мире...
Я никогда не читала исследований миров Толкиена, параллели не проводила. Но в свое время такое вот общее представление возникло о том мире.
иногда главное - просто хорошо расставить факты.
Году так в 2003 я могла бы, но с тех пор детали подзабылись. И все нужно читать по новой. Что я и делаю сейчас.
я эту сказку тоже читала, она в Пионере печаталась!
Надо бы найти её (интересное из журналов вынималось и переплеталось). Если перечитаю - может, вставлю 5 копеек в разговор)
Спасибо
Celebrian, да я не про это. Я вот сейчас навскидку не вспомню ни одного эльфа, который хотел бы править, но не мог в силу своего происхождения. За власть бодались только представители царских родов. А остальные и не пытались особо.
Турина многие недолюбливают, мягко говоря. Хотя лично мне его больше жаль. Он-то как раз был благородным, только слишком гордым.
А насчет Саэроса да, негодяй редкостный. С другой стороны, неизвестно, откуда он был родом - быть советником, имхо, мог любой.
Я имею ввиду сказку "Кузнец из Большого Вуттона".
Ну я так и подумала) Или он, или "Роверандом"
Тут можно долго углубляться, но самом деле ты все верно написала. Толкин никогда не отделял свои другие произведения от Средиземья. Это жило с ним как нечто само собой разумеющееся, и Шиппи (кстати, очень рекомендую), к примеру, пишет, что образ Альфа - это мысли Толкина о самом себе.
Черепашка с рожками, о, клево
Я могу тебе дать почитать эту книжку) там еще и другие произведения есть.
Мне представляется, что Саэрос был тем, кто привёл в Дориат часть нандор, которая захотела безопасности после гибили Денетора
Но в общем это в очередной раз подтверждает слова Celebrian.
Не два, а три. Синдар, нандор и пенни смешались и получились таварвайт.
Я им написала, что автор ты